3.3.1 Общие сведения
Любые изменения всегда сопряжены с риском и временем, в течение которого у людей возникает стрессовое состояние. Существует несколько моделей, более подробно поясняющих процесс внесения изменений в деятельность организаций. При этом в изменениях ключевыми являются два фактора - когнитивный и эмоциональный.
Фактор, который связан с процессом познания, будет более подробно рассмотрен в настоящем стандарте, хотя эмоциональная сторона также является чрезвычайно важной (см. рисунок 10).
Рисунок 10 - Взаимосвязь между самооценкой и временем
Более простой способ изучения практических аспектов продемонстрирован на рисунках 11-12.
Рисунок 11 - Определение основных этапов изменений
Рисунок 12 - Как управлять этими этапами
Скорость, с которой люди вступают в этап "Исследование", зависит от их ожиданий относительно предполагаемых выгод или рисков, вызываемых изменениями. При этом обычно наблюдается их реакция в виде колебания между двумя состояниями - отторжения (неприятия) изменений и их исследования (изучения) - до тех пор, пока люди не найдут весомую причину для перехода к этапу заинтересованности (приверженности) изменениям.
Часто существует и второй контур нереалистичных надежд, сдерживаемых реальностью (см. рисунок 13).
Рисунок 13 - Эмоциональные колебания
3.3.2 Динамика изменений
Если сопротивление (противодействие) изменениям признается организацией как неизбежный фактор, то она может подготовиться к последующей динамике изменений:
- объяснение участникам процесса, что может ожидаться определенная путаница;
- упразднение автономных функциональных подразделений и формирование сети из сотрудников организации;
- предоставление участникам процесса всего фактического материала и описание перспектив;
- определение приоритетов организации;
- оценка готовности сотрудников организации к проведению работ;