Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57133-2016 Менеджмент организационной культуры и знания. Руководство по наилучшей практике (Переиздание)

     2.4 Знания


Знания отличаются от информации тем, что они содержат интерпретацию и результаты использования человеческого мышления.

Далее приведены основные процессы, которые можно использовать в организации при работе со знаниями (см. таблицу 2):

- приобретение знаний: процесс сбора знаний одним человеком для их совместного использования;

- распространение знаний: процесс, обеспечивающий более широкое распространение информации и ее преобразование в полезные знания;

- создание знаний: процесс развития существующих знаний посредством инноваций;

- применение знаний: процесс использования знаний для получения выгоды или конкурентных преимуществ (социальных или экономических).


Таблица 2 - Некоторые выгоды от применения знаний

Приобретение знаний

Обмен знаниями

Хранение знаний

Использование знаний

Оценка знаний

Инвестиции в сотрудников

Создание сотрудникам стимулов для совместной работы

Признание роли личного опыта сотрудников

Поддержка исследований, разработок и инноваций

Оценка значения ключевых сотрудников для бизнеса

Обучение в организации

Помощь сотрудникам в восприятии работ других сотрудников

Документирование передовых процессов и их отработка

Постоянное внедрение новой продукции и услуг

Точное понимание текущей рыночной стоимости компании, основанной на знаниях

Инновации в продукцию, услуги и бизнес-процессы

Создание возможностей для обмена опытом вне рамок своей обычной деятельности

Использование информационно-
коммуникационных технологий для хранения и извлечения (повторного использования) индивидуального коммерческого опыта

Использование знаний для поддержания конкурентной эффективности, действенности и прибыли от существующих услуг

Наличие способов передачи бизнеса новым собственникам и менеджерам при сохранении всех возможностей

Лучшее понимание клиентов

Предоставление передового опыта всем сотрудникам

Использование ноу-хау при проектировании систем предоставления услуг




Корпорации могут создавать новые ценности, получая при этом новые или улучшенные конечные результаты. Это требует определения, относится ли организация к государственному, частному или некоммерческому сектору, и всегда включает более эффективно работающие организации, которые используют знания.

Обучение - знания - стоимость (см. рисунок 2)

Хотя может показаться, что это относится к организациям частного сектора, все поставки являются объектом прямой и косвенной конкуренции (что в равной степени относится и к организациям государственного сектора).


Рисунок 2 - Обучение - знания - стоимость


От концепции развития к решению (см. рисунок 3)

Менеджмент знаний может также применяться для детализированного описания деятельности организации.

Для описания частей процесса передачи знаний используются термины "явные знания" и "неявные знания", причем под неявными знаниями подразумеваются те, которые существуют в сознании людей, а под явными знаниями - только те, которые доступны, например, в документах, базах данных, на слайдах презентаций и т.п.


Рисунок 3 - От концепции развития к решению


Модель SECI (социализация, экстернализация, комбинация, интернализация) (см. рисунок 4)

Эта модель лежит в основе процесса перевода неявных знаний в явные.

Простое объяснение четырех квадратов в этой модели таково:

- социализация знаний (socialization) - работа с другими сторонами по обмену неявными знаниями;