Знания отличаются от информации тем, что они содержат интерпретацию и результаты использования человеческого мышления.
Далее приведены основные процессы, которые можно использовать в организации при работе со знаниями (см. таблицу 2):
- приобретение знаний: процесс сбора знаний одним человеком для их совместного использования;
- распространение знаний: процесс, обеспечивающий более широкое распространение информации и ее преобразование в полезные знания;
- создание знаний: процесс развития существующих знаний посредством инноваций;
- применение знаний: процесс использования знаний для получения выгоды или конкурентных преимуществ (социальных или экономических).
Таблица 2 - Некоторые выгоды от применения знаний
Приобретение знаний | Обмен знаниями | Хранение знаний | Использование знаний | Оценка знаний |
Инвестиции в сотрудников | Создание сотрудникам стимулов для совместной работы | Признание роли личного опыта сотрудников | Поддержка исследований, разработок и инноваций | Оценка значения ключевых сотрудников для бизнеса |
Обучение в организации | Помощь сотрудникам в восприятии работ других сотрудников | Документирование передовых процессов и их отработка | Постоянное внедрение новой продукции и услуг | Точное понимание текущей рыночной стоимости компании, основанной на знаниях |
Инновации в продукцию, услуги и бизнес-процессы | Создание возможностей для обмена опытом вне рамок своей обычной деятельности | Использование информационно- | Использование знаний для поддержания конкурентной эффективности, действенности и прибыли от существующих услуг | Наличие способов передачи бизнеса новым собственникам и менеджерам при сохранении всех возможностей |
Лучшее понимание клиентов | Предоставление передового опыта всем сотрудникам | Использование ноу-хау при проектировании систем предоставления услуг |
Корпорации могут создавать новые ценности, получая при этом новые или улучшенные конечные результаты. Это требует определения, относится ли организация к государственному, частному или некоммерческому сектору, и всегда включает более эффективно работающие организации, которые используют знания.
Обучение - знания - стоимость (см. рисунок 2)
Хотя может показаться, что это относится к организациям частного сектора, все поставки являются объектом прямой и косвенной конкуренции (что в равной степени относится и к организациям государственного сектора).
Рисунок 2 - Обучение - знания - стоимость
От концепции развития к решению (см. рисунок 3)
Менеджмент знаний может также применяться для детализированного описания деятельности организации.
Для описания частей процесса передачи знаний используются термины "явные знания" и "неявные знания", причем под неявными знаниями подразумеваются те, которые существуют в сознании людей, а под явными знаниями - только те, которые доступны, например, в документах, базах данных, на слайдах презентаций и т.п.
Рисунок 3 - От концепции развития к решению
Модель SECI (социализация, экстернализация, комбинация, интернализация) (см. рисунок 4)
Эта модель лежит в основе процесса перевода неявных знаний в явные.
Простое объяснение четырех квадратов в этой модели таково:
- социализация знаний (socialization) - работа с другими сторонами по обмену неявными знаниями;