Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 57133-2016 Менеджмент организационной культуры и знания. Руководство по наилучшей практике (Переиздание)

     2.3 Деятельность организации


Отправной точкой для того, чтобы приступить к работам по МЗ, может стать краткий анализ профиля отдельных сотрудников организации и ее самой (см. таблицу 1) для выбора нужного пути развития и, возможно, для обращения внимания на такие части содержания, как:

- цели организации и их реализация;

- место нахождения сотрудников в организации;

- каковы их склонности и полномочия;

- какими знаниями они обладают;

- планирование привлечения к работам по МЗ;

- союзники и оппоненты;

- как и где, по предположению, можно получать ресурсы, необходимые для выполнения конкретной программы по МЗ;

- специальные знания, отсутствующие в организации.


Таблица 1 - Некоторые общие вопросы к организации

Что? Кто? Когда? Где? Как? Зачем?

Понимание и отображение культуры в организации

Движение в направлении культуры знаний

Что говорят люди?

Кто говорит это?

Как они говорят это?

Когда они это говорят?

Где они говорят это?

Почему они говорят это? (причина)

Что они говорят вам о значении этого?

Коммуникации:

- аудит коммуникаций;

- сбор устных сообщений и опыта;

- языковые модели;

- проверка текста и подтекста;

- сопоставление того, что люди говорят, с тем, что они делают;

- анализ коммуникаций с точки зрения их ценности, убеждений, допущений (официальных, неофициальных/не подлежащих разглашению, внутренних, внешних)

Изменение коммуникаций:

- принципы "доброго диалога", установление условий для высказываний, внимательного выслушивания и интенсивного обмена знаниями (эффективные коммуникации);

- достоверность сообщений (внешних и внутренних);

- выполнение обещанного;

- выражение собственного мнения;

- открытость

Что делают люди?

Кто делает это?

Когда они это делают?

Как они это делают?

Где они это делают?

Почему они это делают? (причина)

Что это говорит вам о ценности (деятельности)?

Методика, поведение, действие и реальная действительность, которые имеют место:

- общие ритуалы - "все то, что мы все делаем";

- обыденные явления - проникновение в культуру, основные этапы в интеграции и ознакомлении отдельных людей, увольняющихся из организации

Методика, поведение, действие и реальная действительность, которые могут иметь место:

- новые методы работы, например, основанные на интеграции или обмене знаниями;

- изменение существующей реальности, например, путем обучения, создания новых стимулов;

- создание обмена опытом (возможностей передачи знаний и формирования сообществ)

Что люди совершают?

Кто добивается успеха?

Как это получилось?

Когда это произошло?

Где это произошло?

Почему это произошло? (причина)

Материальная культура, предметы, артефакты, символы:

- видимые физические объекты как представления о том, как люди рассматривают свою организацию, например, как неорганизованные рабочие места (подразделения), запасы книг на полках и т.п.;

- анализ того, какая ценность назначена объектам с точки зрения организации, например, где содержатся или хранятся эти объекты, как за ними присматривают как за "достоянием организации"

Материальная культура, предметы, артефакты, символы:

- совместное создание и поддержание материальных объектов для создания новых взаимоотношений и сетей;

- использование объектов в качестве мнемонических схем, активизирующих память и неявные знания;

- использование изображений или объектов в качестве метафор для живого языка изложения или новых точек зрения;

- создание наборов и вещественных доказательств, символизирующих организацию

Что, кто, как, когда, где, почему?

Какие группы существуют?

Из кого состоят эти группы?

Как люди группируются?

Когда люди группируются?

Где люди группируются?

Почему люди группируются?

Сообщества, сети, союзы, ассоциации, взаимоотношения:

- восприятие существующих сообществ и сетей;

- отображение сложных наборов отношений;

- какова структура и функция данной сети или системы сетей в организации;

- что используют определенные лица или группа лиц и каковы функции различных сетей и групп в культуре, например, выражение инакомыслия, лидерства, самодовольства;

- что эти группы символизируют

Сообщества, сети, союзы, ассоциации, взаимоотношения:

- формирование и содействие работе новых сообществ, например по обмену опытом, по совместной работе;

- повышение социального капитала и взаимопонимания между различными сообществами в организации

Что насчет времени?

Время:

- как используется, осознается и принимается во внимание время;

- является ли взгляд на время со стороны организации продуктивным (например, с точки зрения зависимости инноваций от качества идей)?

Время:

- пересмотр времени, например, путем намеренного введения пауз или ускорений в зависимости от ценности, которая за счет этого пересмотра будет добавлена к работам в области знаний, в которых нуждается организация


В таблице 1 приведен полный список вопросов, касающихся работы (деятельности) организации в настоящее время, а также соображений, которые часто возникают при более продуктивном использовании знаний.