Отправной точкой для того, чтобы приступить к работам по МЗ, может стать краткий анализ профиля отдельных сотрудников организации и ее самой (см. таблицу 1) для выбора нужного пути развития и, возможно, для обращения внимания на такие части содержания, как:
- цели организации и их реализация;
- место нахождения сотрудников в организации;
- каковы их склонности и полномочия;
- какими знаниями они обладают;
- планирование привлечения к работам по МЗ;
- союзники и оппоненты;
- как и где, по предположению, можно получать ресурсы, необходимые для выполнения конкретной программы по МЗ;
- специальные знания, отсутствующие в организации.
Таблица 1 - Некоторые общие вопросы к организации
| | |
Что? Кто? Когда? Где? Как? Зачем?
| Понимание и отображение культуры в организации
| Движение в направлении культуры знаний
|
Что говорят люди?
Кто говорит это?
Как они говорят это?
Когда они это говорят?
Где они говорят это?
Почему они говорят это? (причина)
Что они говорят вам о значении этого?
| Коммуникации:
- аудит коммуникаций;
- сбор устных сообщений и опыта;
- языковые модели;
- проверка текста и подтекста;
- сопоставление того, что люди говорят, с тем, что они делают;
- анализ коммуникаций с точки зрения их ценности, убеждений, допущений (официальных, неофициальных/не подлежащих разглашению, внутренних, внешних)
| Изменение коммуникаций:
- принципы "доброго диалога", установление условий для высказываний, внимательного выслушивания и интенсивного обмена знаниями (эффективные коммуникации);
- достоверность сообщений (внешних и внутренних);
- выполнение обещанного;
- выражение собственного мнения;
- открытость
|
Что делают люди?
Кто делает это?
Когда они это делают?
Как они это делают?
Где они это делают?
Почему они это делают? (причина)
Что это говорит вам о ценности (деятельности)?
| Методика, поведение, действие и реальная действительность, которые имеют место:
- общие ритуалы - "все то, что мы все делаем";
- обыденные явления - проникновение в культуру, основные этапы в интеграции и ознакомлении отдельных людей, увольняющихся из организации
| Методика, поведение, действие и реальная действительность, которые могут иметь место:
- новые методы работы, например, основанные на интеграции или обмене знаниями;
- изменение существующей реальности, например, путем обучения, создания новых стимулов;
- создание обмена опытом (возможностей передачи знаний и формирования сообществ)
|
Что люди совершают?
Кто добивается успеха?
Как это получилось?
Когда это произошло?
Где это произошло?
Почему это произошло? (причина)
| Материальная культура, предметы, артефакты, символы:
- видимые физические объекты как представления о том, как люди рассматривают свою организацию, например, как неорганизованные рабочие места (подразделения), запасы книг на полках и т.п.;
- анализ того, какая ценность назначена объектам с точки зрения организации, например, где содержатся или хранятся эти объекты, как за ними присматривают как за "достоянием организации"
| Материальная культура, предметы, артефакты, символы:
- совместное создание и поддержание материальных объектов для создания новых взаимоотношений и сетей;
- использование объектов в качестве мнемонических схем, активизирующих память и неявные знания;
- использование изображений или объектов в качестве метафор для живого языка изложения или новых точек зрения;
- создание наборов и вещественных доказательств, символизирующих организацию
|
Что, кто, как, когда, где, почему?
Какие группы существуют?
Из кого состоят эти группы?
Как люди группируются?
Когда люди группируются?
Где люди группируются?
Почему люди группируются?
| Сообщества, сети, союзы, ассоциации, взаимоотношения:
- восприятие существующих сообществ и сетей;
- отображение сложных наборов отношений;
- какова структура и функция данной сети или системы сетей в организации;
- что используют определенные лица или группа лиц и каковы функции различных сетей и групп в культуре, например, выражение инакомыслия, лидерства, самодовольства;
- что эти группы символизируют
| Сообщества, сети, союзы, ассоциации, взаимоотношения:
- формирование и содействие работе новых сообществ, например по обмену опытом, по совместной работе;
- повышение социального капитала и взаимопонимания между различными сообществами в организации
|
Что насчет времени?
| Время:
- как используется, осознается и принимается во внимание время;
- является ли взгляд на время со стороны организации продуктивным (например, с точки зрения зависимости инноваций от качества идей)?
| Время:
- пересмотр времени, например, путем намеренного введения пауз или ускорений в зависимости от ценности, которая за счет этого пересмотра будет добавлена к работам в области знаний, в которых нуждается организация
|
В таблице 1 приведен полный список вопросов, касающихся работы (деятельности) организации в настоящее время, а также соображений, которые часто возникают при более продуктивном использовании знаний.