3.3.1 Общие сведения
Организации сталкиваются с затруднениями, связанными с поддержанием и улучшением результатов своей деятельности в условиях нестабильной экономической конъюнктуры.
Для руководителей первоочередными обязанностями при этом обычно становятся следующие (см. рисунок 1):
- снижение затрат;
- отказ от убыточных мероприятий;
- перегруппировка или передача работ сторонним организациям на аутсорсинг;
- получение гарантий того, что сегодняшние инвестиции будут способствовать повышению функциональных возможностей завтра;
- поиск оптимального сочетания между краткосрочными мерами и устойчивым повышением капитализации и развитием компетенций.
Рисунок 1 - Типичная программа действий руководителя
Далее перечислены десять наиболее важных задач, с решением которых сталкиваются руководители организаций:
1 Устойчивый и стабильный рост валовых доходов;
2 Темпы, гибкость и адаптивность к изменениям;
3 Лояльность (приверженность) клиентов и сохранение клиентуры;
4 Стимулирование инноваций (креативного предпринимательства);
5 Затраты на инновации или способность их реализации;
6 Наличие талантливых менеджеров и исполнителей;
7 Жесткий контроль расходов;
8 Планирование кадрового резерва;
9 Использование возможностей для расширения деятельности;
10 Передача знаний, идей и наилучшей практики в пределах организации.
Задача менеджеров знаний состоит в изучении различных стратегий, которые руководители могут принять, ориентируясь на:
- человеческий капитал, основанный на организационной культуре, системах ценностей, истории, доверии и переопределении компетенций после их реинжиниринга;
- нематериальные активы, например, на права на интеллектуальную собственность и другие интеллектуальные капиталы, которые в течение многих лет недооценивались.
Ключ к созданию успешного плана МЗ - это понимание внутренних взаимозависимостей между стратегическим менеджментом и стратегическим МЗ. При формулировании стратегии важно проанализировать МЗ с точки зрения разработки бизнес-целей, которые могли бы включать стимулы для повышения рентабельности, развития, реструктуризации организации и увеличения функциональных возможностей организации.
3.3.2 Связи менеджмента знаний с реальными потребностями бизнеса
В бизнес-среде, ориентированной на получение конкретных результатов, в которой выпуск продукции и экономический эффект от реализации проекта имеют первостепенное значение для акционеров, МЗ не воспринимается в качестве элемента бизнес-стратегии организации. Ни одна организация не станет более эффективной, более продуктивной и более прибыльной из-за внедрения МЗ, а многие организации терпят неудачу в своих программах по МЗ независимо от того, сколько бы средств они ни вложили в них. Многие организации не в состоянии связывать свои программы по МЗ со сферами материальных бизнес-потребностей. Менеджмент знаний необходимо разрабатывать в стратегическом контексте.