Многие руководители считают знания очень важным элементом функционирования организации и предполагают, что эффективный МЗ может дать такие выгоды, как повышение эффективности коммуникаций или принятия решений, снижение затрат и совершенствование корпоративной культуры. Для снижения издержек и повышения доходов, организациям - большим и малым, государственным и частным - необходимо постоянно совершенствовать методы получения, обмена и предоставления знаний и информации всем своим подразделениям, отделениям и сотрудникам. К сожалению, нет никаких признаков того, что сегодня эта работа систематизирована. Напротив, многим организациям, как представляется, трудно отказаться от дорогостоящих автономных функциональных подразделений, деятельность которых может приводить к обширному дублированию работ и повторному "изобретению колеса".
Многие организации все же попытались ответить на этот вызов путем введения проектов или программ по МЗ, однако, во многих случаях, это приводило к созданию огромного числа хранилищ, которые часто содержали избыточную или противоречивую информацию. Кроме того, трудности в сборе и предоставлении контента, основанного на знаниях, из таких нескоординированных между собой хранилищ часто оказывало негативное влияние на все последующие процессы, а именно на:
- способность сотрудников быстро находить нужный контент;
- повышение общих затрат на контент знаний;
- затраты и эффективность задействованных платформ и технологий;
- уровень доверия и надежности знаний, содержащихся в хранилищах.
Одной из главных причин провала многих проектов по МЗ являлось то, что не обеспечивалась его надежная связь с другими функциями организации и тенденциями в ее управлении, а соответственно не были вовлечены все основные заинтересованные стороны.
Примеры
1 Руководитель по МЗ во Всемирном коммерческом банке: "Менеджмент знаний сегодня - это не новый подход. Мы быстро приближаемся к фазе отдачи. Ряд организаций выходили за рамки МЗ в направлении "интеллектуальной работы", и эти организации признали, что ключ к успеху - это поведение, а не технологии. Тем не менее, в организациях, где преобладает культура, направленная против эффективного МЗ, борьба идет за высвобождение возможностей и творческих способностей, которые так долго ограничивались. Но мы не можем прогнозировать, что МЗ - это наше будущее, без доказательств его реальной пользы".
2 Руководитель подразделения по информационному менеджменту, имеющий опыт работы в области МЗ-консалтинга: "Много организаций заявляли, что они не считают свою деятельность в области управления знаниями современным инновационным процессом. Некоторые из этих организаций уже имеют основные коллективы, однако они, как правило, малы и состоят из сотрудников, которые лишь оказывают содействие деятельности в области МЗ. Но в тех в организациях, где МЗ уже осуществляется, эта деятельность затронула работу всех ее функциональных подразделений".
3 Менеджер по знаниям в крупной аэрокосмической организации: "Я думаю, что если бы мы создали специальное функциональное подразделение по МЗ, то это означало бы и начало, и конец. У нас есть лишь один вид неформальной модели МЗ. Если бы мы имели отдельное функциональное подразделение в отдельном офисе, в его функциональности я бы не был уверен. На данный момент все, что было бы полезно, так это формализовать роли менеджеров по МЗ, которые будут более активно встраиваться в деятельность организации. Таким образом, усиление сообщества специалистов по МЗ, а не выделение его в виде отдельного функционального подразделения, может стать путем, по которому следует идти".
4 Директор-распорядитель в энергетической компании: "В каждом сегменте бизнеса имеется огромное поле деятельности для обмена знаниями между техническими предприятиями, но это не влияет на поле общей бизнес-методики или общей методики. Однако на каждом из этих предприятий при наличии у них технической проблемы или вопросов о том, как предоставлять услуги в той или иной конкретной ситуации, имеется огромный объем информации об этом, а также много скрытых знаний, которые можно получить из баз данных, с помощью онлайн-поддержки, Интернета, электронной почты и т.п.".