Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54874-2016 Менеджмент знаний. Руководство по наилучшей практике для государственного сектора (Переиздание)

     1.4 Общие предпосылки и перспективы МЗ


Подобно большинству организационных теорий и практик, МЗ эволюционировал в течение определенного периода времени, используя различные источники. Однако МЗ как общепринятая и четкая корпоративная дисциплина обозначилась только в течение последнего десятилетия.

________________

Впервые концепция "интеллектуального работника" (knowledge worker) и "экономики знаний" (knowledge economy) была выдвинута теоретиком в области управления П.Дракером. Корни основной доктрины МЗ - разницы между неявными и явно выраженными знаниями - уходят в 1960-е гг. и приписываются философу М.Поланьи.


Многие сектора промышленности, торговые и частные организации - индустрия информационных технологий (IT-индустрия), консалтинговые компании, агентства коммуникаций, отделы кадров - все в то или иное время предъявляли требования к МЗ для решения своих проблем. Это является доказательством силы и значимости МЗ для большого числа видов деятельности, к которым причастны эти организации.

С этой точки зрения развитие МЗ подтверждает признание среди менеджеров того факта, что знания и изучение могут представлять собой существенный источник прогресса для организации, а не просто некую стоимость или случайный побочный результат от операций. Однако изучение и управление знанием как источником может иметь различные формы - отсюда и разнообразие подходов к МЗ. В последнее время растет понимание того, что фокусирование на знании не зависит от его роли в решении организационных проблем, часто ведет к разработке дорогостоящих, но не эффективных систем, а также не позволяет использовать в полной мере потенциал персонала.