Отбор и обучение испытателей, выполняющих органолептический анализ
В.1 Предварительное тестирование испытателей
Предварительное тестирование призвано проверить чувствительность кандидата в испытатели к веществам, которые в малых количествах могут присутствовать в воде, остроту восприятия запахов, вкусов и привкусов и способность к определению различий.
Испытателям предоставляются контрольные образцы для проведения тестов (концентрации тестируемых веществ выше порогового уровня) и выдаются анкеты по формам В.1.1.1, В.1.2.1, В.1.3.1.
В.1.1 Тест на обнаружение одинаковых веществ (испытания "А" - "Не А").
Испытателю предоставляется образец вещества "А" и дается возможность ознакомиться с ним. Затем предоставляются 6-8 образцов, некоторые из которых являются образцом "А", тогда как другие отличаются от образца "А". Для каждого образца испытатель должен определить, является ли он идентичным или не идентичным "А". Все образцы "Не А" аналогичны (например, вода по 5.6). Порядок предоставления образцов случайный. Испытатель имеет свободный доступ к образцу "А" в течение всего процесса испытания.
Форма В.1.1.1
Анкета для теста на обнаружение одинаковых веществ (испытания "А" - "Не А") | ||||||||
Ф.И.О. испытателя | Дата | |||||||
Инструкция: испытывайте образцы один за другим и заполняйте анкету. В представленных образцах есть образцы, идентичные образцу "А", и образцы, отличные от него. Все образцы "Не А" аналогичны. Для каждого образца необходимо определить, является ли он идентичным или не идентичным образцу вещества "А". Ставьте знак "v" в соответствующей графе. | ||||||||
Код образца | Вещество "А" | Вещество "Не А" | ||||||
Испытатель отвечает на вопросы анкеты, когда приходит к какому-то решению.
В.1.2 Тест на определение раздражителя (метод треугольника).
Исследованию подвергается только одно вещество. Испытателю предоставляют два образца тестируемого вещества и один образец воды без запаха/вкуса или наоборот - один образец тестируемого вещества и два образца без запаха/вкуса. Испытатель должен определить, какой именно из трех образцов является отличным.
Форма В.1.2.1
Анкета для теста на определение раздражителя (метод треугольника) | |||||||
Ф.И.О. испытателя | Дата | ||||||
Инструкция: испытывайте образцы в порядке слева направо. Два образца подобны друг другу, а один - отличен от них. Выберите непарный (т.е. отличающийся от двух других) образец и отметьте его, поставив знак "v" в соответствующей графе. | |||||||
Код образца | Непарный образец | ||||||
Испытатель отвечает на вопросы анкеты, когда приходит к какому-то решению.
В.1.3 Тест на определение различных уровней интенсивности раздражителя
В каждом тесте испытателю в произвольном порядке предоставляются три образца разной концентрации тестируемого вещества, которые испытатель должен разместить в порядке возрастания интенсивности раздражителя.
Форма В.1.3.1
Анкета для теста на определение уровней интенсивности раздражителя | ||||||||
Ф.И.О. испытателя | Дата | |||||||
Инструкция: испытывайте образцы один за другим и заполняйте анкету, вписывая коды образцов слева направо в порядке возрастания интенсивности раздражителя. В тесте представлены три образца разной концентрации тестируемого вещества. | ||||||||
Код образца | ||||||||
Испытатель отвечает на вопросы анкеты, когда приходит к какому-то решению.
В.1.4 По результатам предварительного тестирования оформляется протокол.