Действующий

ГОСТ 33436.3-1-2015 (IEC 62236-3-1:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 3-1. Железнодорожный подвижной состав. Требования и методы испытаний (с Поправкой)

Приложение А
(обязательное)

Нормы мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной электросвязи и железнодорожной автоматики и телемеханики

     

Методы измерения и расчета


А.1 Нормы мешающих влияний на устройства железнодорожной электросвязи. Методы измерения и расчета

А.1.1 Нормы мешающих влияний

А.1.1.1 При испытаниях определяют мешающее влияние электровозов и электропоездов на кабельные проводные линии связи.

А.1.1.2 Мешающее влияние оценивают по величине напряжения, наведенного в контрольной цепи кабельной линии связи. Мешающее напряжение (псофометрическое значение напряжения шума) U, создаваемое в кабельных проводных линиях связи при движении электровозов и электропоездов, не должно превышать 1,0 мВ для электропоездов и 1,2 мВ для электровозов.

А.1.2 Метод расчета напряжения, наведенного в контрольной цепи кабельной линии связи

А.1.2.1 Расчет напряжения, наведенного в контрольной цепи кабельной линии связи, проводят при приемочных испытаниях первого опытного образца каждого вида электровоза и электропоезда; порядок отбора образцов при периодических и типовых испытаниях - в соответствии с техническими условиями на соответствующий вид подвижного состава.

А.1.2.2 Определение мешающего влияния электровозов и электропоездов на кабельные линии связи выполняют расчетным методом. Рассчитывают величину напряжения U, индуцированную контуром тягового электроснабжения электровоза или электропоезда в цепи контрольного участка кабеля связи.

В качестве расчетного принимают контрольный участок кабеля типа МКПАБ 7х4х1,05+5х2х0,7+1х0,7 при длине сближения линии связи с тяговой сетью 25 км и ширине сближения между проводом связи и влияющей линией а=25 м.

На расчетном участке принимается консольное электроснабжение двухпутного участка на плече 25 км. Удельная проводимость земли принимается равной 0,025 См/м.

Расчетную величину мешающего напряжения (псофометрическое значение) U, мВ, определяют по формуле (А.1):

,                                                          (А.1)


где U - уровень гармонической составляющей мешающего напряжения с частотой f в диапазоне 50-3450 Гц.

Составляющую мешающего напряжения U, мВ, определяют по формуле (А.2):

,                                               (А.2)


где - угловая частота составляющей тока электропоезда, рад/с;

f  - частота гармонической составляющей тока электропоезда диапазона частот 50-3450 Гц;

M - взаимная индуктивность между двумя однопроводными цепями для составляющей тока электропоезда на частоте f. M, Гн/км, определяют по формуле (А.3):

,                                              (А.3)


где - уровень составляющей тока электропоезда на частоте f (измеряется при испытаниях), А;

p - коэффициент акустического воздействия для составляющей тока электропоезда на частоте f (таблица А.1);

- коэффициент чувствительности двухпроводной цепи к помехе для составляющей тока электропоезда на частоте f, принятый для цепи магистрального непупинизированного НЧ кабеля (таблица А.1);

S - результирующий коэффициент экранирующего (защитного) действия для составляющей тока электропоезда на частоте f, определяют по формуле А.4:

,                                                        (А.4)


здесь S - коэффициент защитного действия оболочки кабеля на частоте f (таблица А.1);

0,34 - коэффициент экранирующего действия рельсов (двухпутный участок) для ширины сближения 25 м;

0,58 - коэффициент экранирующего действия заземленных тросов (медный сечением 120 мм) при удельном сопротивлении земли 40 Ом·м;


Таблица А.1 - Коэффициенты чувствительности двухпроводной цепи к помехе, защитного действия оболочки кабеля и акустического воздействия для составляющей тока частотой f

f, Гц

S

p

50

0,035

0,219

0,0007

150

0,09

0,099

0,035

250

0,18

0,068

0,178

350

0,3

0,053

0,376

450

0,38

0,044

0,582

550

0,47

0,038

0,733

650

0,55

0,034

0,851

750

0,64

0,031

0,955

850

0,72

0,028

1,035

950

0,81

0,026

1,109

1050

0,9

0,025

1,109

1150

0,95

0,023

1,035

1250

1,02

0,022

0,977

1350

1,04

0,021

0,928

1450

1,11

0,02

0,881

1550

1,112

0,02

0,842

1650

1,115

0,019

0,807

1750

1,118

0,018

0,775

1850

1,121

0,018

0,745

1950

1,127

0,017

0,72

2050

1,131

0,017

0,698

2150

1,134

0,016

0,679

2250

1,138

0,016

0,661

2350

1,142

0,016

0,643

2450

1,145

0,015

0,624

2550

1,148

0,015

0,604

2650

1,151

0,015

0,586

2750

1,154

0,014

0,567

2850

1,157

0,014

0,546

2950

1,16

0,014

0,531

3050

1,163

0,014

0,514

3150

1,165

0,014

0,502

3250

1,167

0,013

0,489

3350

1,168

0,013

0,482

3450

1,169

0,013

0,477

Примечание - Значения параметров в таблице даны для частот, кратных 50 Гц. Для других частот заданного диапазона значения параметров определяют интерполяцией.


А.1.3 Метод измерения гармонических составляющих тока

При испытаниях измеряют гармонические составляющие тока электровоза или электропоезда основной составности в квазиустановившихся режимах работы электрооборудования при консольном электроснабжении подвижного состава от одной тяговой подстанции на двухпутном участке.

При электротяге переменного тока измерения проводят при работе электровоза или электропоезда на консоли длиной 25 км (допускается имитация консольного электроснабжения на участке длиной 25 км путем включения в контур тягового электроснабжения соответствующего реактанса).

При электротяге постоянного тока на подстанции включают двухзвенный семиконтурный фильтр с индуктивностью реакторов отсоса 10 мГн и свободной емкостью более 200 мкФ. Измерения на постоянном токе проводят при работе электровоза или электропоезда на консоли более 1,5 км с соответствующим приведением уровней составляющих тока электровоза или электропоезда к плечу длиной 25 км.

Ток электровоза или электропоезда измеряют по методу А.2.2.2 (приложение А).

Гармонические составляющие тока электровоза или электропоезда определяют в динамическом спектральном анализе тока электровоза или электропоезда, результатом которого является дискретный спектр усредненных (за время 300 мс) значимых гармонических составляющих тока электровоза или электропоезда в полосе частот 50-3450 Гц.

По измеренным составляющим тока электровоза или электропоезда рассчитывают псофометрическое значение мешающего напряжения U.

Примечание - Текст справочного приложения А примененного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008 отредактирован в соответствии с нормативными документами, в которых изложены требования по мешающим влияниям железнодорожного подвижного состава на линии железнодорожной электросвязи, установленные в государствах, принявших стандарт, как предложено в разделе 6.1 примененного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008.

     

А.2 Нормы мешающих влияний железнодорожного подвижного состава на устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы измерения

[Требования раздела А.2 (приложение А) являются дополнительными относительно требований примененного международного стандарта IEC 62236-3-1:2008 и приведены, как предложено в разделе 6.1 стандарта IEC 62236-3-1:2008, с целью соблюдения требований по электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности железнодорожного подвижного состава].

А.2.1 Нормы мешающих влияний

А.2.1.1 При испытаниях определяют мешающее влияние электровозов, электропоездов, пассажирских вагонов с высоковольтным преобразователем на рельсовые цепи сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и устройства автоматической локомотивной сигнализации (АЛС).

А.2.1.2 Мешающее влияние оценивают по величине гармонических составляющих тока электровоза, электропоезда, пассажирского вагона с высоковольтным преобразователем.

Допустимые значения величины гармонических составляющих тока электровоза или электропоезда приведены в таблице А.2, допустимые уровни мешающего влияния электрооборудования пассажирского вагона с высоковольтным преобразователем приведены в таблице A.3.



Таблица А.2 - Допустимые значения величины гармонических составляющих тока электровоза или электропоезда

Система электроснабжения электровоза/
электропоезда

Полоса частот гармонических составляющих тока
электропоезда, Гц

Центральная частота
полосы (номинальная
частота сигнального
тока устройств СЦБ и
АЛС), Гц

Действующее значение гармонических составляющих
тока электровоза/электропоезда в полосе частот*, А,
не более

Система 3 кВ постоянного тока

19-21

25

11,6

21-29

1,0

29-31

11,6

40-46

50

5,0

46-54

1,3

54-60

5,0

4507-4583

4545

0,2

5517-5593

5555

0,2

15-21

25

4,1

21-29

1,0

Система 25 кВ переменного тока 50 Гц

29-35

4,1

65-85

75

4,1

4462-4538

4500

0,2

5462-5538

5500

0,2

Системы 3 кВ постоянного тока и 25 кВ

167-184

175

0,4

переменного тока 50 Гц

408-432

420

0,35

468-492

480

0,35

568-592

580

0,35

708-732

720

0,35

768-792

780

0,35

4962-5038

5000

0,2

* Указан уровень действующего значения, рассчитанный сразу для всех гармонических составляющих, одновременно присутствующих в заданной полосе, с длительностью его возмущения более 0,3 с.

    


Таблица А.3 - Допустимые уровни мешающего влияния электрооборудования пассажирского вагона с высоковольтным преобразователем

Частота сигнального тока, Гц

Полоса частот, Гц

Допустимый уровень помех, мА

25

19-21

240

21-29

60

29-31

240

50

42-46

100

46-54

24

54-58

100

175

167-184

40

420

408-432

50

480

468-492

50

580

568-592

50

720

708-732

50

780

768-792

50

4545

4508-4583

30

5000

4963-5038

30

5555

5518-5593

30


А.2.2 Метод измерения мешающих влияний на устройства железнодорожной автоматики и телемеханики

А.2.2.1 Измерения проводят при приемочных испытаниях первого опытного образца каждого вида железнодорожного подвижного состава; порядок отбора образцов при периодических и типовых испытаниях - в соответствии с техническими условиями на соответствующий вид подвижного состава.

А.2.2.2 Измерение величины гармоник тягового тока проводят путем измерений уровней гармонических возмущений в указанных в таблице А.2 полосах частот в токе электровоза или электропоезда во всех эксплуатационных режимах работы электрооборудования подвижного состава, предусмотренных технической документацией.

А.2.2.3 Измерение уровня помех проводят путем измерений гармонических составляющих тока высоковольтного преобразователя пассажирского вагона в указанных в таблице А.3 полосах частот. Измерения проводят на стоянке во всех эксплуатационных режимах, предусмотренных технической документацией.