Статус документа
Статус документа

СТО РЖД 15.013-2015 Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения

6.5 Организация безопасной работы по обслуживанию электроустановок и электрооборудования тягового подвижного состава

6.5.1 Локомотивная бригада, эксплуатирующая тяговый подвижной состав (далее - ТПС), относится к электротехническому персоналу.

6.5.2 Машинист электроподвижного состава должен иметь V группу по электробезопасности, помощник машиниста - IV группу по электробезопасности и права оперативно-ремонтного персонала.

Допускается помощнику машиниста электроподвижного состава с III группой по электробезопасности предоставлять права оперативно-ремонтного персонала в объеме:

- осмотра электроподвижного состава (без открытия дверей ячеек с электрооборудованием, находящимся под напряжением);

- выполнения переключений на электрооборудовании до 1000 В;

- участия в работе по обслуживанию электроустановок и электрооборудования свыше 1000 В в качестве второго работника.

Права оперативно-ремонтного персонала в электроустановках до и выше 1000 В в полном объеме предоставляются при присвоении помощнику машиниста электроподвижного состава IV группы электробезопасности.

Помощник машиниста допускается к самостоятельной работе в качестве оперативно-ремонтного персонала после прохождения дублирования. Отметка о допуске к дублированию делается в журнале формы ЭУ 39.

Объем оперативных прав в зависимости от квалификации помощника машиниста отражается в документе по его допуску к самостоятельной работе и в списках работников по структурному подразделению по предоставлению прав оперативно-ремонтного персонала.

6.5.3 Машинист тепловоза, газотурбовоза, газотепловоза, дизель-поезда и рельсового автобуса должен иметь IV группу по электробезопасности и права оперативно-ремонтного персонала. Помощник машиниста тепловоза, газотурбовоза, газотепловоза, дизель-поезда и рельсового автобуса должен иметь не ниже III группы по электробезопасности и права оперативно-ремонтного персонала.

6.5.4 Машинист имеющий двойные права управления (электроподвижным составом и тепловозом) или права управления дизель-поездом, имеющего систему двойного питания должен иметь V группу по электробезопасности и права оперативно-ремонтного персонала.

6.5.5 На ТПС оперативным журналом является журнал технического состояния локомотивов формы ТУ-152.

У дежурного по эксплуатационному локомотивному депо, сервисному локомотивному депо и моторвагонному депо, а также у диспетчера сервисного локомотивного депо (далее - соответствующего депо), оперативным журналом является журнал формы ТУ-1.

В цехах по ремонту ТПС в объеме ТО-2 в качестве оперативного журнала может использоваться журнал формы ТУ-28.

6.5.6 Работы по обслуживанию электрооборудования на ТПС могут выполняться по наряду, распоряжению и перечню работ в порядке текущей эксплуатации согласно разделам 6.2, 6.3 и 6.4.

6.5.7 Перечень работ, выполняемых в течение рабочей смены при ремонте и в процессе движения ТПС и разрешенных к производству в порядке текущей эксплуатации, разрабатывается и подписывается техническим руководителем или ответственным за электрохозяйство в соответствии с [1] и утверждается руководителем соответствующего депо.

6.5.8 Работы по осмотру, техническому обслуживанию ТО-2 и устранению неисправностей на ТПС могут проводиться на деповских путях или на ремонтных позициях под действующей контактной сетью или на деповских путях без контактной сети.

Для каждой позиции, находящейся под действующей контактной сетью, на которой производятся ремонтные работы, связанные с отключением (переключением) на устройствах контактной сети или высоковольтных коммутационных аппаратах на ТПС, разрабатывается карта технологического процесса, в которой должны быть предусмотрены требования по обеспечению безопасных условий труда по ГОСТ 3.1120.

6.5.9 Все переключения на контактной сети выполняются:

- на деповских путях дежурным по эксплуатационному депо или с его разрешения оперативно-ремонтным персоналом с группой не ниже IV по электробезопасности, которому предоставлено право переключений разъединителей контактной сети, с записью в оперативном журнале формы ТУ-1;

- на ремонтных позициях, соответственно, диспетчером сервисного локомотивного депо или с его разрешения оперативно-ремонтным персоналом с группой не ниже IV по электробезопасности, которому предоставлено право переключений разъединителей контактной сети, с записью в оперативном журнале формы ТУ-1;

- на деповских путях и ремонтных позициях моторвагонного депо дежурным по депо или с его разрешения оперативно-ремонтным персоналом с группой не ниже IV по электробезопасности, которому предоставлено право переключений разъединителей контактной сети, с записью в оперативном журнале формы ТУ-1.

6.5.10 Организация работы персонала эксплуатационного локомотивного депо

6.5.10.1 Перед выездом на линию локомотивная бригада получает у дежурного эксплуатационного депо ключи от ТПС, о чем расписывается в оперативном журнале депо (журнал ТУ-1).

При осмотре электрооборудования ТПС, находящегося под действующей контактной подвеской, при опущенных токоприемниках и выключенном дизеле, разрешается открывать двери щитов, сборок, пультов управления и других устройств до 1000 В.

Запрещается подъем на крышу состава, открытие щитов и шкафов с оборудованием напряжением выше 1000 В, открытие дверей, штор и вход в высоковольтную камеру электровоза, тепловоза при поднятом токоприемнике на электровозе и работающем дизеле тепловоза, а также во время движения тепловоза или электровоза, в том числе и при опущенном токоприемнике.

Запрещается подниматься и производить какие-либо работы на крыше электровоза на электрифицированных железнодорожных путях и под воздушной линией электропередачи, если контактная подвеска, воздушная линия электропередачи находится под напряжением или определить в них отсутствие напряжения не предоставляется возможным.

Подъем на крышу тепловоза, котел, тендер, крышу будки паровоза запрещается во всех случаях.