ГОСТ 33463.5-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
Часть 5
Методы испытаний по определению уровней электромагнитных излучений
Life support systems on railway rolling stock. Part 5. Test methods for electromagnetic radiation levels determination
МКС 45.060
Дата введения 2017-06-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения" (ОАО "ВЭлНИИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 28 июня 2016 г. N 49)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Туркмения | TM | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
(Поправка), (Поправка. ИУС N 1-2023).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 сентября 2016 г. N 1152-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33463.5-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2017 г.
5 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для оценки соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза: ТР ТС 001/2011 "О безопасности железнодорожного подвижного состава" и ТР ТС 002/2011 "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта".
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ИЗДАНИЕ (Сентябрь 2019 г.) с Поправкой (ИУС 3-2019)
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2023 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на локомотивы, моторвагонный подвижной состав (далее - МВПС) и специальный железнодорожный подвижной состав (далее - СПС) и устанавливает методы испытаний по определению уровней электромагнитных излучений, создаваемых электрооборудованием подвижного состава в его помещениях.
Примечания
1 Настоящий стандарт может быть применен для определения уровней электромагнитных излучений в помещениях специальных вагонов пассажирского типа, предназначенных для осуществления перевозок, связанных с обеспечением технологического процесса содержания, строительства и ремонта железных дорог (вагоны-электростанции, вагоны для перевозки обслуживающего персонала, вагоны пожарных и восстановительных поездов, путеизмерители, дефектоскопы и т.п.).
2 Настоящий стандарт может быть применен для определения уровней электромагнитных излучений в служебных и вспомогательных помещениях изотермических вагонов.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0.004 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 предельно допустимый уровень; ПДУ: Законодательно утвержденная верхняя граница величины некоего воздействующего фактора (напряженность электромагнитного поля и т.д.), которая допускается при той или иной человеческой деятельности, как не приводящая к травмам или другим повреждениям организма.
3.2
электромагнитное поле: Вид материи, определяющийся во всех точках двумя векторными величинами, которые характеризуют две его стороны, называемые соответственно "электрическое поле" и "магнитное поле", оказывающий силовое воздействие на заряженные частицы, зависящее от их скорости и величины их заряда. [ГОСТ 19880-74, статья 1] |
_______________ В Российской Федерации действует ГОСТ Р 52002-2003 "Электротехника. Термины и определения основных понятий". |
3.3 напряженность электрического поля : Векторная физическая величина, характеризующая электрическое поле в данной точке и численно равная отношению силы , действующей на неподвижный пробный заряд , помещенный в данную точку поля, к значению этого заряда:
. (1)
3.4 магнитная индукция : Векторная величина, являющаяся силовой характеристикой магнитного поля в данной точке пространства. Определяет, с какой силой магнитное поле действует на заряд , движущийся со скоростью .
3.5 напряженность магнитного поля : Векторная физическая величина, связанная с магнитной индукцией (для воздушной среды) соотношением:
, (2)
где Гн/м - магнитная постоянная, при этом 1 мкТл ~ 0,8 А/м.
3.6
измерительный преобразователь: Средство измерений или его часть, служащее для получения и преобразования информации об измеряемой величине в форму, удобную для обработки, хранения, дальнейших преобразований, индикации или передачи. [РМГ 29-2013, статья 6.12] |
3.7
чувствительный элемент; первичный измерительный преобразователь; датчик: Измерительный преобразователь, на который непосредственно воздействует материальный объект или явление, являющееся носителем величины, подлежащей измерению. [РМГ 29-2013, статья 6.13] |
4.1 Напряженность электрического поля промышленной частоты 50 Гц, кВ/м.
4.2 Напряженность, А/м, или магнитная индукция, мкТл, переменного магнитного поля промышленной частоты 50 Гц.
4.3 Напряженность постоянного магнитного поля, кА/м.
4.4 Напряженность электростатического поля, кВ/м.
4.5 Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (РЧ):
4.5.1 Напряженность электрического поля, В/м:
- в диапазоне РЧ от 0,03 до 3 МГц;
- в диапазоне РЧ от 3 до 30 МГц;
- в диапазоне РЧ от 30 до 300 МГц.
4.5.2 Напряженность магнитного поля, А/м:
- в диапазоне РЧ от 0,03 до 3 МГц;
- в диапазоне РЧ от 30 до 50 МГц.
Фактические (оценочные) значения каждого из показателей электромагнитных излучений по разделу 4 получают в результате измерений этих показателей при соблюдении требований к условиям проведения испытаний по 5.3.
Испытаниям подлежит один образец железнодорожного подвижного состава, упомянутого в разделе 1 (далее - объект испытаний).
5.3.1 Испытания проводят в режимах движения и работы объектов испытаний, приведенных в таблице А1 (приложение А).
5.3.2 Конструкция и техническое состояние участка пути для испытаний должно обеспечивать движение объекта испытаний по нему с конструкционной скоростью. Участок пути не должен проходить вблизи промышленных излучающих объектов.
5.3.3 Все двери и окна в помещениях, в которых проводятся испытания, должны быть закрыты.
5.3.4 Вспомогательное оборудование объекта испытаний (включая систему обеспечения микроклимата), которое во время движения обычно эксплуатируется, должно функционировать в штатном режиме.
5.3.5 Предназначенный для перевозки пассажиров объект испытаний испытывают без пассажиров.
5.3.6 Температура воздуха в помещении должна соответствовать условиям, указанным в руководстве по эксплуатации используемых средств измерений.
5.3.7 Расположение точек измерений в кабинах, салонах, служебных и иных помещениях должно соответствовать требованиям 5.5.5.