Статус документа
Статус документа

РБ-114-16 Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии"

III. Рекомендуемое содержание разделов программ обеспечения качества при выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии

9. В разделе "Политика в области качества" рекомендуется привести сведения о политике в области качества при ВЭ ОИАЭ, устанавливающей:

1) приоритет вопросам обеспечения радиационной, пожарной, промышленной и экологической безопасности при осуществлении деятельности, связанной с ВЭ ОИАЭ;

2) основные цели в области качества и методы их достижения, направленные на создание уверенности в том, что требования к качеству выполнения работ при ВЭ ОИАЭ будут выполнены;

3) обязательства руководства ЭО в области качества, в которых рекомендуется отражать аспекты, связанные с выделением необходимых ресурсов (трудовых, материальных, информационных и финансовых) и контролем их рационального использования, а также формированием и поддержанием культуры безопасности в ЭО.

10. В разделе "Общие положения" рекомендуется привести:

1) цель (назначение) ПОК, связанную с необходимостью определения организационных и технических мероприятий по обеспечению качества при ВЭ ОИАЭ, влияющих на безопасность и обеспечивающих соблюдение требований, установленных в технических регламентах, федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии (далее - ФНП), в проектной и конструкторской документации (далее - ПКД), технологической документации (далее - ТД), эксплуатационной (в том числе ремонтной) документации, общей программе обеспечения качества для ОИАЭ (при ее наличии), договорах (контрактах), стандартах, а также в других нормативных и технических документах (далее - НД);

2) перечень основных документов, в соответствии с которыми разработана ПОК (с указанием, в том числе общей программы обеспечения качества, в рамках требований которой разработана ПОК);

3) сведения о том, что деятельность по обеспечению качества при ВЭ ОИАЭ осуществляется на основе дифференцированного подхода, учитывающего классификации систем (элементов) и сооружений ОИАЭ по их влиянию на безопасность ОИАЭ в соответствии с ФНП;

4) информацию о периодичности пересмотра (корректировки) ПОК и внесения в нее необходимых изменений и дополнений в плановом порядке (не реже одного раза в пять лет), а также в следующих случаях:

при изменении требований к безопасности ОИАЭ и (или) к качеству выполнения работ, связанных с ВЭ ОИАЭ, при вводе в действие новых НД или при изменении действующих в ЭО документов;

при изменении организационной структуры ЭО в части, связанной с ВЭ ОИАЭ;

при изменении границ ответственности подразделений ЭО или смене подрядных организаций, осуществляющих деятельность, связанную с ВЭ ОИАЭ;

при изменении проектных решений по ВЭ ОИАЭ (например, при изменении варианта ВЭ ОИАЭ, этапов ВЭ ОИАЭ, других организационно-технических показателей, характеризующих процесс ВЭ ОИАЭ);

по результатам аудитов (проверок) выполнения ПОК;

по предложениям вышестоящих организаций;

по результатам мероприятий по государственному контролю (надзору) органов государственного регулирования безопасности;

5) краткую информацию о системе менеджмента качества или системе менеджмента (далее - СМК), функционирующей в ЭО (в случае если в область ее применения входит деятельность, связанная с ВЭ ОИАЭ), а также сведения о сертификате (сертификатах) соответствия СМК установленным требованиям.

11. В разделе "Организационная деятельность" рекомендуется привести:

1) перечень основных документов, определяющих организационно-правовую форму ЭО;

2) сведения об организационной структуре управления ЭО в части, относящейся к ВЭ ОИАЭ (включая информацию о функциональных обязанностях, полномочиях и ответственности должностных лиц, руководящих разработкой, реализацией и контролем выполнения ПОК, а также о функциях и взаимодействии подразделений ЭО, обеспечивающих решение задач, связанных с ВЭ ОИАЭ);

3) описание порядка изменения организационной структуры ЭО, предусматривающего планирование и обоснование этих изменений с учетом их возможного влияния на безопасность ОИАЭ и качество выполняемых работ, связанных с ВЭ ОИАЭ, а также описание процедуры оценки результативности организационных изменений после их выполнения;

4) основные сведения (при их наличии) о порядке взаимодействия ЭО с вышестоящими организациями, организациями, привлекаемыми к выполнению конкретных видов деятельности, связанных с ВЭ ОИАЭ, федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.

12. В разделе "Управление персоналом" рекомендуется указать цель деятельности по управлению персоналом, связанную с необходимостью контроля и поддержания уровня численности и квалификации персонала, необходимого для обеспечения безопасности ОИАЭ и качества выполняемых работ при ВЭ ОИАЭ, а также выполнения действий, направленных на ослабление последствий возможных аварий на ОИАЭ при его ВЭ.

12.1. В разделе приводят описание порядка управления персоналом, участвующим в выполнении и контроле выполнения работ, связанных с ВЭ ОИАЭ, при его подборе, комплектовании, подготовке, поддержании и повышении квалификации, допуске к самостоятельной работе, который осуществляется в соответствии с действующими процедурами, обеспечивающими:

1) обязательное наличие в должностных инструкциях персонала (или в заменяющих их документах ЭО) требований к обязанностям персонала, его квалификации, объемам знаний и навыков;

2) определение потребностей в количестве персонала, уровне его подготовки и квалификации на основе анализа объемов и сложности планируемых работ, связанных с ВЭ ОИАЭ;

3) комплектование (подбор) работников в соответствии с установленными квалификационными требованиями и с учетом медицинских и психофизиологических показаний;

4) подбор, подготовку, переподготовку, поддержание и повышение квалификации персонала, его допуск к самостоятельной работе на плановой основе с учетом графиков (программ) работ, связанных с ВЭ ОИАЭ;

5) разработку программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала с учетом его квалификации и опыта, предусматривающих теоретическую и практическую подготовку персонала с использованием технических средств обучения (если это требуется для данной должности);