Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 51725.17.1-2016 Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Формулирование терминологии российского открытого технического словаря на русском языке. Общие требования

     6 Руководящие принципы формулирования терминов классов российского открытого технического словаря на русском языке

6.1 Термин класса ROTD должен представлять собой основной термин (заглавное слово, создающее концепт класса, или заглавное слово с первым модификатором), в качестве которого может использоваться:

- слово - непроизводное (например, "сумка") или производное (например, "контроллер");

- именное слово (например, "зернопогрузчик");

- именное словосочетание (например, "ящик силовой");

- символослово (например, "уран-235").

Примечания

1 Именное слово всегда существительное, модификатор - зависимое слово, выраженное существительным, прилагательным, причастием или словосочетанием предлог + существительное.

2 Заглавное слово без модификатора не имеет ссылки на концепт класса (например, "стул"), с модификатором - ссылается на определенный концепт класса (например, "стул детский"). По такому принципу в ROTD имеется возможность создать иерархию классов - от первого до четвертого уровня:

- на первом уровне будет находиться категория (например, "предмет мебели");

- на втором - основной термин, состоящий из заглавного слова (например, "стол");

- на третьем уровне - основной термин с модификатором (например, "стол операционный");

- на четвертом уровне - термин третьего уровня с дополнительным модификатором (например, "стол операционный с ручным управлением").


Из одинакового набора классов может быть создано несколько иерархий, так как многие термины классов могут быть отнесены к разным группировкам однородной продукции.

Примечание - Термины в открытых технических словарях всегда состоят между собой в иерархических отношениях: родовых или разделительных; и в зависимости от места термина в иерархии имеют разный статус: индивидуальный или общий концепт; превосходящий по классу концепт, подчиненный или координированный концепт; родовой или специальный концепт; объединяющий или частичный концепт.


Пример - индивидуальный концепт: "Кремль Московский", общий концепт: "дом", "стул"

Для пояснения приведем следующее пояснение: в состав "насоса винтового" входят: "редуктор понижающий", "электродвигатель" и т.д., тогда:

- превосходящий по классу концепт: "насос винтовой" (концепт находится на ступень выше, чем концепты его составных частей);

- подчиненный концепт: "редуктор понижающий", "электродвигатель" (концепты подчинены концепту "насос винтовой");

- координированный концепт: "редуктор понижающий", "электродвигатель" (концепты имеют частичное отношение к концепту "насос винтовой" и связаны между собой);

- родовой концепт: "насос" (концепт является общим и образует множество других концептов путем прибавления модификаторов);

- специальный концепт: "насос винтовой" (концепт расширяет сущность общего концепта);

- объединяющий концепт: "насос винтовой" (концепт является собирательным для других концептов, входящих в него);

- частичный концепт: "редуктор понижающий" (концепт является составной частью другого концепта).

6.2 Термин класса может содержать следующие типы модификаторов:

a) определяющие форму, структуру, вид объекта (например, "круглый", "торцевой");

b) определяющие назначение объекта (например, "для электрода", "пазовальный");

c) определяющие область применения объекта (например, "гидроакустический");

d) определяющие размещение объекта (например, "судовой").