ОДМ 218.2.073-2016
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по оценке пропускной способности пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном уровне для оптимизации их работы с использованием методов компьютерного моделирования
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью "Институт экономико-математических методов в дорожно-транспортных исследованиях" (ООО "ИНЭМДорТранс").
Коллектив авторов: к.т.н, проф.Ерёмин В.М., к.т.н. Бадалян А.М.
2. ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 07.06.2016. N 974-р.
4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий ОДМ определяет и разъясняет методы оценки пропускной способности пересечений и примыканий двухполосных автомобильных дорог в одном уровне на основе компьютерного моделирования движения автомобилей.
ОДМ рекомендуется к применению при проектировании новых, реконструкции, ремонте и эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также при разработке нормативных документов в качестве инструмента оценки пропускной способности пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном уровне.
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 52282-2004. Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог
ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования
СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги
ОДМ 218.2.020-2012. Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог. - М., 2012 г.
ОДМ 218.6.003-2011. Методические рекомендации по проектированию светофорных объектов на автомобильных дорогах. - М., 2011 г.
В настоящем ОДМ применены следующие термины и соответствующими определениями:
1 состав движения: Показатель транспортного потока, характеризующий наличие в нем различных типов транспортных средств.
2 распределение потока по направлениям движения на пересечении: Процентный состав от интенсивности движения на подходе к пересечению транспортных потоков, движущихся по всем возможным направлениям, обеспечиваемым данным пересечением.
3 пропускная способность подхода к пересечению (примыканию): Максимальная интенсивность движения, обеспечиваемая пересечением (примыканием) от данного подхода при фиксированных значениях интенсивностей на каждом из остальных подходов движения, а также при фиксированных значениях составов и распределений по направлениям движения на всех подходах.
4 пропускная способность пересечения (примыкания), вычисленная по отношению к пропускной способности заданного подхода (определение 1): Сумма пропускной способности заданного подхода и интенсивностей движения на всех остальных подходах, для которых вычислялась пропускная способность заданного подхода при фиксированных значениях интенсивностей на каждом из остальных подходов движения, а также при фиксированных значениях составов и распределений по направлениям движения на всех подходах.
5 система "водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда" (ВАДС): Фрагмент сети автомобильных дорог или сеть в целом (реальный или виртуальный) с движущимися по нему АТС.
4.1 Объектами моделирования являются следующие фрагменты сложной системы "водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда" (ВАДС), представляющие собой:
- пересечения двухполосных автомобильных дорог (рисунок 1);
Рисунок 1 Схема функционирования пересечения
- примыкания двухполосных автомобильных дорог (рисунок 2);
Рисунок 2 Схема функционирования примыкания
- кольцевые пересечения (рисунок 3).
Рисунок 3 Схема функционирования кольцевого пересечения
Рисунок 4 Направления движения на кольцевом пересечении
4.2 Принципы компьютерного моделирования на пересечениях.
4.2.1 На основе априорной и эмпирической информации построены микроописания перечисленных выше объектов (имитационные модели пересечений и примыканий).
4.2.2 С имитационными моделями пересечений и примыканий проведены серии компьютерных экспериментов, по результатам которых проводились оценки пропускной способности исследуемых объектов.
4.2.3 Весь диапазон каждого из влияющих факторов предварительно разбивался на интервалы набором узловых значений данного фактора. Число и величины узловых значений определялись требованиями точности к получаемым результатам.
4.2.4 Компьютерные эксперименты проводились для всех возможных сочетаний узловых значений влияющих факторов. По результатам компьютерных экспериментов была построена база данных, а также модель многомерной интерполяции.
4.3 На основе описанной методологии разработано программное обеспечение "Расчет пропускной способности пересечений автомобильных дорог в одном уровне" (ниже по тексту - Программа), позволяющее проводить оценку пропускной способности пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном уровне. Краткое описание работы с Программой и формы выходных данных в виде отчетов приведены в Приложении А.
5.1 Подходы к пересечению.
5.1.1 Каждое пересечение прежде всего характеризуется наличием определенного числа подходов. Так, пересечения двухполосных дорог имеют четыре подхода (номера 1, 2, 3, 4 на рисунке 1); примыкания имеют три подхода (номера 1, 2, 3 на рисунке 2); кольцевое пересечение может иметь от 3 до 6 подходов (номера 1, 2, 3, ..., n на рисунке 3). Каждый подход характеризуется интенсивностью и составом движения, а также режимом работы светофоров в случае регулируемого пересечения.
5.1.2 Транспортный поток прибывающий по определенному подходу может разделяться по различным направлениям движения. В зависимости от вида пересечения и схемы организации движения таких направлений может быть несколько. Так, на пересечении максимальное число направлений движения по каждому подходу равно трем; на примыкании максимальное число направлений движения по каждому подходу равно двум. Для кольцевого пересечения с n подходами максимальное число направлений движения по каждому подходу равняется n (выход с пересечения с ближайшего справа подхода, выход со следующего справа подхода и т.д.).