Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 13299-2015 Органолептический анализ. Методология. Общее руководство по составлению органолептического профиля

     7.1 Выбор оптимальных характеристик (дескрипторов)

7.1.1 Общая информация

На усмотрение руководителя экспертной группы применяется один из трех подходов, изложенных в таблице 3, или любое их сочетание для данного важного этапа. Целью является идентификация и выбор ряда неперекрывающихся характеристик, которые, насколько это возможно, позволят провести полный описательный анализ исследуемых образцов.

7.1.2 Порядок восприятия

В дополнение к выявлению характеристик образца и измерению каждой характеристики экспертные группы часто могут выявить различия между образцами различной продукции по порядку восприятия характеристик и продолжительности ощущения. Что касается определенной продукции (например, напитков), порядок восприятия определенных характеристик настолько же характерен для профиля продукции, как и отдельные ноты флейвора и их соответствующая интенсивность. Что касается другой продукции, порядок восприятия может изменяться, например, в соответствии со свойствами текстуры или физическими свойствами или с изменениями в ходе оценки.

Пример - Тающий кусочек шоколада; увлажненная косметическая салфетка.

Порядок восприятия должен определять порядок, в котором оцениваются характеристики. Послевкусие и остаточное ощущение оцениваются в последнюю очередь; эти характеристики можно воспринимать и после употребления или использования образца. Послевкусие и остаточное ощущение не должны подразумевать дефект или отрицательную характеристику. Например, свежее послевкусие ополаскивателя для ротовой полости и пряное согревающее послевкусие карри представляют желательные ноты флейвора. Что касается текстуры, воспринимаемой ротовой полостью, а также ощущения на коже и качества ткани на ощупь, порядок восприятия можно предопределить тем, как используется продукция. Контролируя манипуляции (одно жевательное движение, одно сжатие рукой), руководитель экспертной группы определяет, какие характеристики будут восприняты в первую очередь.

7.1.3 Общая оценка