Действующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     
ГОСТ 33242-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ


ВЕСЫ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ ВЗВЕШИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ДВИЖЕНИИ И ИЗМЕРЕНИЯ НАГРУЗОК НА ОСИ


Метрологические и технические требования. Испытания


Automatic instruments for weighing road vehicles in motion and measuring axle loads. Metrological and technical requirements. Tests



МКС 17.020

Дата введения 2016-09-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН республиканским государственным унитарным предприятием "Белорусский государственный институт метрологии" ("БелГИМ")

2 ВНЕСЕН Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 27 февраля 2015 г. N 75-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ISO 3166) 004-97

Код страны по
МК (ISO 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения международных рекомендаций OIML R 134-1:2006* "Автоматическое весы для взвешивания автотранспортных средств в движении и измерения нагрузок на оси. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания" ("Automatic instruments for weighing road vehicles in motion and measuring axle loads - Part 1: Metrological and technical requirements - Test", NEQ)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июля 2016 г. N 822-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33242-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2016 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на автоматические весы (далее - WIM-весы) для взвешивания автодорожных транспортных средств (далее - ТС) в движении, которые предназначены для определения полной массы автомобиля, нагрузки на ось или при необходимости группу осей ТС, находящегося в движении.

Настоящий стандарт применим к WIM-весам, которые:

- установлены на контролируемой площадке для взвешивания;

- используются для определения и отображения полной массы ТС, нагрузок на одиночные оси и при необходимости нагрузок на группы осей движущегося ТС и

- установлены таким образом, что скорость ТС контролируется.

Настоящий стандарт не применим к WIM-весам, которые:

- определяют индивидуальные нагрузки на ось умножением на две нагрузки на одиночное колесо оси или

- встроены в ТС для измерения нагрузки на ось.

Настоящий стандарт устанавливает стандартизованные требования и процедуры испытаний весов для оценки метрологических и технических характеристик одинаковым и прослеживаемым способом.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ OIML R 76-1-2011 Государственная система обеспечения единства измерений. Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания

ГОСТ OIML R 111-1-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Гири классов , , , , , , , и . Часть 1. Метрологические и технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национального стандарты" за текущий год. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и обозначения


В настоящем стандарте применены термины по Международному словарю основополагающих терминов в метрологии (VIM) [1], Международному словарю по законодательной метрологии (VIML) [2], основополагающему документу Международной организации по законодательной метрологии (МОЗМ) по системе сертификации для средств измерений [3] и по документу МОЗМ "Общие требования к электронным средствам измерения" [4], а также следующие термины с соответствующими определениями.

     3.1 Общие определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 весы (weighing instrument): Средство измерений, предназначенное для определения массы тела через силу тяжести, воздействующую на это тело.

Примечание - Применительно к настоящему стандарту термин "масса" означает "условная масса" или "условное значение результата взвешивания в воздухе" в соответствии с ГОСТ OIML R 111-1-2009, [5] и международным документом [6], тогда как "гиря" ("груз") предпочтительно используется для материального воплощения массы, который имеет свои физические и метрологические характеристики.


Весы могут применяться для определения других физических величин и количественных характеристик, связанных с определением массы тела (например, нагрузки на ось или группу осей ТС).

В зависимости от способа работы весы подразделяются на автоматические и неавтоматические.

3.1.2 автоматические весы (automatic weighing instrument): Средство измерений, осуществляющее взвешивание без вмешательства оператора и выполняющее заранее установленную программу автоматических процессов, характерных для весов.

3.1.3 автоматическое весы для взвешивания ТС в движении (automatic instrument for weighing road vehicles in motion): Автоматические весы, имеющие грузоприемное устройство и подъездные пути, определяющие полную массу ТС, нагрузки на оси и, если применимо, нагрузки на группы осей ТС во время пересечения им грузоприемного устройства весов.

3.1.4 контрольные весы (control instrument): Весы, применяемые для определения статической полной массы контрольного ТС и статической нагрузки, создаваемой одиночной осью двухосного контрольного ТС с жесткой рамой.

Примечание - В качестве контрольных весов в процессе испытаний могут быть использованы отдельные от испытуемых весы или сами испытуемые весы в режиме статического взвешивания (встроенные контрольные весы).

3.1.5 условно истинное значение (количество) (conventional true value (of a quantity)): Значение, приписываемое отдельному количеству (например, полной массе контрольного ТС или нагрузке на одиночную ось двухосного контрольного ТС с жесткой рамой) и принятое по соглашению как имеющее неопределенность, соответствующую данной цели [1].

3.1.6 уполномоченная метрологическая организация (metrological authority): Юридическое лицо (например, выполняющее поверку и/или утверждение типа), назначенное правительством быть ответственным за подтверждение того, что автоматические весы удовлетворяют всем или отдельным конкретным требованиям настоящего стандарта.

     3.2 Конструкция (construction)


Примечание - В данном стандарте термин "устройство" применим к любой части, которая использует любые способы выполнить одну или более специальных функций.

3.2.1 контролируемая площадка для взвешивания (controlled weighing area): Место, отведенное для работы весов, взвешивающих ТС в движении, которое обустроено в соответствии с требованиями, приведенными в приложении Б.

3.2.2 зона взвешивания (weigh zone): Часть дороги в направлении движения взвешиваемого ТС, включая грузоприемное устройство и подъездные пути перед и после грузоприемного устройства.

3.2.2.1 подъездные пути (apron): Часть зоны взвешивания, расположенная с обеих сторон от грузоприемного устройства, исключая само грузоприемное устройство, обеспечивающая взвешиваемому ТС равномерное движение по прямой в одной плоскости.

3.2.3 грузоприемное устройство (load receptor): Часть зоны взвешивания, которая принимает нагрузку от колеса ТС и реагирует на изменение равновесия весов, когда колесо находится на ней.

3.2.4 электронные весы (electronic instrument): Весы, оборудованные электронными устройствами.

3.2.4.1 электронное устройство (electronic device): Устройство, состоящее из отдельных электронных блоков и выполняющее определенную функцию.

3.2.4.2 электронный блок (electronic sub-assembly): Часть электронного устройства, состоящая из электронных компонентов и выполняющая предписанную ей функцию.

3.2.4.3 электронный компонент (electronic component): Наименьший физический объект, обладающий электронной или дырочной проводимостью в полупроводниках, газах или вакууме.

3.2.5 модуль (module): Идентифицируемая функциональная часть весов, выполняющая определенную функцию или функции, которая может быть отдельно оценена в соответствии с определенными метрологическими и техническими требованиями настоящего стандарта.

Для модулей весов определены доли пределов погрешности.

Примечание - Типичные модули весов: весоизмерительный датчик, индикатор, устройство обработки данных и т. п.

3.2.5.1 показывающее устройство (indicating device): Часть весов, которая показывает значение результата взвешивания в единицах массы и значения других, относящихся к взвешиванию величин, например скорости.

3.2.5.2 печатающее устройство (printing device): Средство для получения печатной копии результатов взвешивания.

3.2.5.3 весоизмерительный датчик (load cell): Преобразователь силы, который после учета действия силы тяжести и выталкивающей силы воздуха в месте его применения измеряет массу путем преобразования измеряемой величины (массы) в другую измеряемую величину (выходной сигнал).

3.2.6 Программное обеспечение (software)

3.2.6.1 законодательно контролируемое программное обеспечение (legally relevant software): Программы, данные, типоопределяющие и конструктивные параметры, которые принадлежат весам или устройству и задают или выполняют функции, подлежащие государственному регулированию.

Примеры законодательно-контролируемого программного обеспечения:

- окончательные результаты измерений, включая десятичный знак и единицу;

- идентификация диапазона взвешивания и грузоприемного устройства (если могут быть использованы различные грузоприемные устройства).

3.2.6.2 законодательно контролируемый параметр (legally relevant parameter): Параметр весов или модуля, подлежащий государственному регулированию.