20. Организация плановой проверки предусматривает порядок подготовки, согласования и утверждения ежегодного плана проведения плановых проверок в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489).
Ежегодный план проведения плановых проверок формируется в Ростехнадзоре (центральном аппарате и в территориальных органах) и составляется по типовой форме, приведенной в приложении к Правилам подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489.
21. В целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности Ростехнадзор (центральный аппарат и его территориальный органы) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством Российской Федерации, применяют риск-ориентированный подход. Понятие риск-ориентированного подхода установлено частью 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
22. В ежегодном плане проведения плановых проверок Ростехнадзора (центрального аппарата и территориального органа) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ, Административным регламентом указываются:
наименования и места нахождения гидротехнических сооружений, в отношении которых планируется проведение мероприятий по контролю;
цель и основание проведения каждой плановой проверки;
дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
наименование территориального органа и (или) структурного подразделения Ростехнадзора, осуществляющего плановую проверку.
23. В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Ростехнадзор и территориальные органы Ростехнадзора направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры. Утвержденный руководителем Ростехнадзора ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Ростехнадзора.
24. О проведении плановой проверки в форме документарной проверки или выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Ростехнадзором не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора, руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
25. При проведении документарной проверки в дополнение к перечисленным в пункте 15 настоящих Методических указаний документам необходимо использовать необходимую информацию и сведения о ГТС из надзорных дел, которые велись на этапе строительства (если они имеются у Ростехнадзора).
26. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, Ростехнадзор (центральный аппарат или территориальный орган) направляет в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора о проведении документарной проверки.
27. Результаты проверки оформляются в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
28. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении Ростехнадзора (центрального аппарата или территориального органа);
оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
29. В процессе осуществления выездных проверок проводится комплекс мероприятий в рамках заявленного предмета проверки и в соответствии со специально разработанной программой проверки с целью углубленного анализа деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, осмотра и оценки безопасности ГТС.
30. Государственному инспектору необходимо вести записи о выявленных нарушениях (дата, время, место, вид и характер нарушения) для использования этих записей при составлении акта проверки с тем, чтобы не указывать в акте проверки каждое отдельное нарушение из ряда однотипных нарушений, а группировать их.
31. В соответствии с пунктом 70 Административного регламента, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований должностные лица Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В приложении N 2 к настоящим Методическим указаниям приводится типовая форма предписания.
32. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения аварий и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях, нарушений правил эксплуатации гидротехнических сооружений, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера либо повлекли причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
33. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 32 настоящих Методических указаний, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, без согласования с органами прокуратуры.
34. Установление в отношении ГТС первого класса (далее также - объект повышенной опасности) режима постоянного государственного надзора не исключает организации и проведения в отношении такого объекта и организации, владеющей объектом повышенной опасности, плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.