Россия играет ключевую роль в сохранении глобального биоразнообразия и поддержании биосферных функций, так как на ее территории сохраняется крупнейший массив природных экосистем и представлена значительная часть мирового видового разнообразия. Вместе с тем ожидаемый экспоненциальный рост российской экономики означает потенциальный дальнейший рост угроз биоразнообразию.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" совершенствует систему экологического нормирования, вводит в российское правовое поле понятие "наилучшая доступная технология" и меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий. Это позволило оптимизировать российское экологическое законодательство в направлении сближения с нормами международного права, учитывающими внедрение наилучших доступных технологий (далее - НДТ) на объектах хозяйственной деятельности.
Построение системы государственного регулирования на основе принципов НДТ направлено на одновременное решение задач как экологической, так и промышленной политики Российской Федерации, поскольку применение современных технологий и модернизированного технологического оборудования ведет не только к стабильному и инновационному развитию промышленности с учетом рисков для окружающей среды, но и к обязательному соблюдению природоохранных требований, в том числе в области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия.
Россия ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии в 1995 г. Однако до настоящего времени в национальном нормативно-правовом поле не сформирована единая терминология в этой области, что препятствует практическому применению мероприятий по сохранению, восстановлению и устойчивому использованию биологического разнообразия при внедрении наилучших доступных технологий.
Кроме того, одним из средств повышения эффективности выполнения обязательств по Конвенции о биологическом разнообразии является гармонизация информационных потоков на основе использования стандартизованных терминов и определений.
Наблюдаемое в настоящее время уменьшение биологического разнообразия является в значительной степени результатом деятельности человека и представляет серьезную угрозу для развития человечества.
Сохранение биоразнообразия не просто новое направление в сфере охраны природы, это неотъемлемая составная часть концепции перехода человечества на принципы устойчивого развития. В рамках этой проблемы впервые признано, что охрана живого вещества на Земле является не узкой проблемой определенных групп и кругов, но оказывается глобальной задачей всего человечества и одновременно условием его выживания на планете. Из этого вытекает, что для сохранения жизни на планете, включая и биологический вид Homo sapiens, необходимо не только и, может быть, даже не столько вести традиционную природоохранную работу, но и соответствующим образом перестраивать экономику и социальную систему в целях гармонизации взаимоотношений четырех основных сфер планеты: природы, экономики, нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения, социальных отношений и коммуникаций (см. модель на рисунке 1).
Таким образом, на современном этапе всестороннего развития российской хозяйственной деятельности появилась объективная необходимость принятия национального стандарта "Наилучшие доступные технологии. Биологическое разнообразие. Термины и определения", инициатором разработки которого выступил Проект ПРООН/ГЭФ - Минприроды России "Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России". Осуществляемое Проектом ПРООН/ГЭФ - Минприроды России, исходя из установленных целей и задач, взаимодействие с компаниями энергетического сектора, показало, что у частного сектора также имеется потребность иметь единый понятийный документ в этой области для единообразного применения при разработке и реализации корпоративных программ, отчетности по сохранению биоразнообразия, внедрении НДТ.
Значительный вклад в развитие понятийного аппарата в области биологического разнообразия внесли проф. Н.Ф.Реймерс [Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990. - 637 с.], проф. В.В.Снакин [Снакин В.В. Экология и природопользование в России. Энциклопедический словарь. - М.: Academia, 2008. - 816 с.], наработки которых использованы в настоящем стандарте. Кроме того, в настоящем стандарте использованы термины и определения, установленные в следующих модельных законах для государств - участников СНГ: "О сохранении, устойчивом использовании и восстановлении биологического разнообразия", "Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде", "О стратегической экологической оценке".
В настоящем стандарте изложена существующая система терминов и определений в этой области на системной основе с учетом наработанного опыта Конвенции о биологическом разнообразии и принятых в ее рамках решений, законодательства, имеющихся современных научных словарей, глоссариев и справочников, касающихся области сохранения, устойчивого использования и восстановления биологического разнообразия.
Рисунок 1 - Стандарт понимания: модель "Экологический императив"
Основное назначение настоящего стандарта заключается в установлении гармонизированных с международными подходами терминов и определений, которые связаны с биологическим разнообразием.
Объектом стандартизации являются наилучшие доступные технологии.
Предметом стандартизации является биологическое разнообразие.
Аспектом стандартизации являются термины и определения.
В настоящем стандарте установлен набор терминов и определений для использования субъектами хозяйственной деятельности при внедрении наилучших доступных технологий и гармонизации законодательных инициатив.
Настоящий стандарт включает общеупотребительные термины и определения применительно к различным сферам обеспечения биоразнообразия окружающей среды, с соответствующими ссылками, приведенными в тех случаях, когда это необходимо.
Настоящий стандарт не включает в себя термины, относящиеся к особым видам деятельности, в частности, из сферы применения настоящего стандарта исключены:
- деятельность, связанная с созданием, применением оборонной продукции и с обеспечением военной безопасности;
- производство и использование ядерных материалов;
- деятельность по обеспечению работоспособности атомных электростанций;
- производство электроэнергии атомными электростанциями.
Установленные в стандарте термины расположены в алфавитном порядке.
Для каждого термина установлен один стандартизованный термин.
Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой "Ндп".