Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.9.011-2016 Рекомендации по выполнению обоснования интеллектуальных транспортных систем

     3 Термины и определения


В настоящем методическом документе применены следующие термины и соответствующие определения:

3.1 вектор притяжения транспортного потока: Суммарное направление движения подавляющего большинства транспортных средств, однонаправленно движущихся в пределах принятой области распространения (зоны) локального проекта системы косвенного управления транспортными потоками.

3.2 доминантный объект притяжения: Объект притяжения, входящий в список доминантных объектов притяжения.

3.3 зона проблемы: область улично-дорожной сети, ограниченная областью распространения проблемы.

Примечание - к проблеме можно отнести транспортные заторы, ДТП, иные чрезвычайные ситуации и др.

3.4 зона последствий: область улично-дорожной сети, ограниченная областью распространения последствий от события в зоне проблемы.

Примечание - зона последствий включает в себя как минимум зону проблемы.

3.5 свободная зона: область улично-дорожной сети, на которой отсутствуют последствия от события в зоне проблемы.

3.6 участок концентрации ДТП: участок улично-дорожной сети, соответствующий одному из следующих условий:

- участок автомобильной дороги, не превышающих 200 м в населенных пунктах, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 месяцев

- участок автомобильной дороги, не превышающих 1000 м вне населенных пунктов, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 месяцев;

- пересечение автомобильных дорог, где произошло три и более дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в течение последних 12 месяцев.

3.7 очаг затруднения движения: участок улично-дорожной сети, включающий в себя зону последствий транспортных заторов, возникающих на этом участке с периодичностью не реже трех раз в неделю и характеризующийся уровнем загрузки движением по ОДМ 218.2.020-2012 более 0,9.

3.8 транспортный спрос: спрос на перемещение участников дорожного движения или грузов за заданное время.

Примечание - один из вариантов представления транспортного спроса являются матрица корреспонденции или качественная матрица корреспонденции.

3.9 транспортное предложение: пространственно-временная характеристика дорожной сети, включающая пропускные способности элементов дорожной сети.

3.10 директивное управление транспортного потока: Принцип управления транспортным потоком, предполагающий однозначность принятия решения участниками дорожного движения в соответствии с оказанным управляющим воздействием, подчинение которому регламентируется правилами дорожного движения.

3.11 комплексная подсистема интеллектуальной транспортной системы: Совокупность систем транспортной телематики и дополнительных программно-аппаратных комплексов, обладающая целостностью и направленная на достижение комплексной цели в рамках стратегии управления и принятия решений на транспорте.

Примечание - Комплексная цель заключается в повышении организации и безопасности дорожного движения, а также улучшении социальной сферы и сферы экономики, связанных с автомобильным транспортом.

3.12 инструментальная подсистема интеллектуальной транспортной системы; инструментальная подсистема ИТС: Система транспортной телематики, направленная на решение одной или нескольких задач комплексной подсистемы.

3.13 косвенное управление транспортными потоками: Принцип управления транспортным потоком через управление мотивацией участников дорожного движения посредством предоставления информации.

Примечание - наиболее часто управление мотивацией осуществляется через предоставление информации о вариантах маршрутов и условий движения.

3.14 локальный проект интеллектуальной транспортной системы; ЛП ИТС: Проект, предназначенный для управления отдельным узлом или группой взаимосвязанных узлов транспортной сети.

3.15 нештатный режим управления: Управление объектом управления, требующее внесения изменений в штатный режим управления с учетом сложившейся ситуации.

Примечание - Под нештатным режимом управления понимается режим управления, применяемый для ликвидации негативных последствий изменения состояния объекта управления и требующий вмешательства при выборе одного или нескольких сценариев управления.

3.16 подсистема интеллектуальной транспортной системы: Часть интеллектуальной транспортной системы, обладающая целостностью и способная функционировать независимо от других частей.

3.17 телематическая система, система транспортной телематики: Система, осуществляющая сбор, обработку и обмен информацией между различными пользователями и элементами транспортной системы.

3.18 штатный режим управления: Управление объектом управления в соответствии с запланированной схемой работы, направленное на реализацию целей управления интеллектуальной транспортной системы.