Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33668-2015 Автомобильные транспортные средства. Органы управления для водителей-инвалидов с нарушением функций рук и ног. Технические требования и методы испытаний

     3 Технические требования

3.1 Технические требования к органам управления АТС, адаптированным для водителей-инвалидов с нарушением функций рук и ног

3.1.1 Маркировка

3.1.1.1 На образце органов управления АТС наносят фабричный или торговый знак изготовителя. Эта маркировка должна быть четкой и нестираемой. Допускается маркировка в сопроводительной документации, содержащей подробную конфигурацию органов управления для водителей-инвалидов.

3.1.1.2 Должно быть предусмотрено место, достаточное для нанесения единого знака обращения продукции на рынке, который должен быть четким и разборчивым после установки органов управления на АТС. Это место должно быть указано на чертежах, упомянутых в приложении А и в приложении Б. Единый знак обращения продукции на рынке должен быть указан также в сопроводительной документации, содержащей подробную конфигурацию органов управления для водителей-инвалидов.

3.1.2 Органы управления АТС должны дублировать только те штатные органы управления, которые не могут быть приведены в действие водителем-инвалидом с нарушением функций рук и ног, для которого предназначено данное АТС.

3.1.3 Металлические части дублирующих органов управления должны иметь защитное покрытие от коррозии и исключать "сухое трение" при выполнении управляющего воздействия.

3.1.4 Все элементы конструкции органов управления АТС, находящиеся в передней части салона над уровнем приборной панели перед точкой Н сиденья, изготовленные из материала, твердость которого по Шору (А) превышает 50, должны иметь закругленные края, радиус кривизны которых составляет не менее 3,2 мм.

3.1.5 Металлические несущие элементы крепления установленных органов управления АТС, расположенные в районе нижнего края приборной панели, не должны иметь выступающих краев.

3.1.6 Элементы крепления установленных органов управления АТС, расположенные ниже приборной панели и не удовлетворяющие условиям, изложенным в 3.1.5, должны иметь закругленные края, при этом радиус кривизны должен составлять не менее 19 мм.

3.2 Технические требования к установке органов управления АТС, предназначенных для водителей-инвалидов с нарушением функций рук и ног

3.2.1 Органы управления АТС, адаптированные для водителей-инвалидов и установленные на АТС, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке. Эта маркировка должна быть четкой и нестираемой.

3.2.2 Конструкция и установка органов управления АТС, адаптированных для водителей-инвалидов, должны обеспечивать удобство доступа в салон автомобиля и на рабочее место водителя.

3.2.3 Наличие органов управления, адаптированных для водителей-инвалидов, не должно мешать возможности управлять АТС с помощью штатных органов управления. АТС должно соответствовать требованиям [2] в отношении размещения педалей управления.

3.2.4 Конструкция органов управления АТС должна иметь возможность регулировки для индивидуальной адаптации под водителя от 5-го до 95-го уровня репрезентативности.

3.2.5 На представленном на испытание АТС должны быть определены положение точки Н сиденья водителя и фактический угол наклона туловища в соответствии с методикой, изложенной в [2] (приложение 3, включая дополнения 1-3).

3.2.6 Все элементы конструкции органов управления АТС, находящиеся в передней части салона над уровнем приборной панели перед точкой Н сиденья, изготовленные из материала, твердость которого по Шору (А) превышает 50, должны иметь закругленные края, радиус кривизны которых составляет не менее 3,2 мм.

3.2.7 Конструкция и исполнение органов управления, адаптированных для водителей-инвалидов, должны обеспечивать надежную передачу управляющего воздействия без деформаций элементов приводов.

3.2.8 Усилия, Н, на ручных органах управления АТС не должны превышать на рычаге:

- сцепления - 120 (для полного выключения сцепления);

- тормоза - 275 (для обеспечения требуемой эффективности торможения);

- акселератора - 35 (для полного приведения в действие акселератора).

3.2.9 Ручные органы управления тормозом и акселератором должны возвращаться в исходное положение автоматически, без приложения дополнительного усилия.

3.2.10 Рабочий ход органов управления должен обеспечивать неизменность исходной рабочей позы водителя при выполнении управляющих воздействий.

3.2.11 При одновременном манипулировании несколькими органами управления они не должны мешать друг другу выполнять управляющее воздействие.

3.2.12 Эффективность рабочей, запасной и стояночной тормозных систем, приводимых в действие органами управления АТС, должна соответствовать требованиям [3] в отношении эффективности тормозных систем.

3.2.13 Установленные на АТС элементы органов управления должны соответствовать требованиям [4] и [5] в отношении травмобезопасности.