4.1 По назначению автоцистерны подразделяют на транспортные и заправочные. Транспортные и заправочные автоцистерны подразделяют на классификационные группы в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Тип автоцистерны | Обозначение | Назначение |
Транспортные | АЦ | Автоцистерна для топлива на шасси автомобиля |
АЦМ | Автоцистерна для масла на шасси автомобиля | |
ПЦ | Прицеп-цистерна для топлива на шасси прицепа | |
ПЦМ | Прицеп-цистерна для масла на шасси прицепа | |
ППЦ | Полуприцеп-цистерна для топлива на шасси полуприцепа (или несущей конструкции) | |
ППЦМ | Полуприцеп-цистерна для масла на шасси полуприцепа (или несущей конструкции) | |
Заправочные | АМЗ | Автомаслозаправщик на шасси автомобиля |
АТЗ | Автотопливозаправщик на шасси автомобиля | |
АТМЗ | Автотопливомаслозаправщик на шасси автомобиля | |
ПТЗ | Прицеп-топливозаправщик на шасси прицепа | |
Заправочные | ПТМЗ | Прицеп-топливомаслозаправщик на шасси прицепа |
ППТЗ | Полуприцеп-топливозаправщик (топливомаслозаправщик) на шасси полуприцепа (или несущей конструкции) | |
ППТМЗ | Полуприцеп-топливозаправщик (топливомаслозаправщик) на шасси полуприцепа (или несущей конструкции) |
4.2 Основные параметры автоцистерн должны соответствовать указанным в таблице 2.
Таблица 2
Наименование параметра | Норма для автоцистерны типа | |||||||||||||
АЦ | АЦМ | ПЦ | ППЦ | ПЦМ, ППЦМ | АТЗ, ПТЗ, ППТЗ | АМЗ, АТМЗ, ПТМЗ, ППТМЗ | ||||||||
До 5 м включ. | Св. 5 до 10 м включ. | Св. 10 м | До 1 м включ. | Св. 1 до 10 м включ. | До 5 м включ. | Св. 5 м | До 5 м включ. | Св. 5 м | ||||||
Подача насоса, м/ч, для: |
|
|
|
|
| |||||||||
- топлива | 21-90* | - | 21-90 | - | 21-30 | 21-60 | 21-30 | 21-60 | ||||||
- масла | - | 6* | 18-30* | - | 18-30* | 2,5-6,0* | ||||||||
Число напорно-всасывающих рукавов* | Не менее 2 | |||||||||||||
Число раздаточных рукавов, не менее, для: | - | 1 | 1-2* | 1 | 1-2* | |||||||||
- масла | - | 1 | ||||||||||||
Внутренний диаметр, мм: | ||||||||||||||
- напорно-всасывающих рукавов для топлива | 40; | 65; | 65; 75; | 40; | 65; | 40; | 65; | 40; | 65; | 40; | 65; | |||
- раздаточного рукава для: | ||||||||||||||
- топлива | 20; 25; 38; 50 | |||||||||||||
- масла | - | 25 | ||||||||||||
Общая длина, м: | ||||||||||||||
- напорно-всасывающих рукавов | 6,0-9,0 | |||||||||||||
- раздаточного рукава | - | 4,5-9,0* | ||||||||||||
Тонкость фильтрации топлива фильтром, мкм, не более | - | 25 | ||||||||||||
* По требованию потребителя (заказчика). |
4.3 Номинальную вместимость автоцистерны устанавливают кратной 0,1 м (100 л) и указывают в конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке (далее - КД).
4.4 Степень заполнения цистерны должна быть не более 95% объема, если нет специальных требований в нормативных документах на соответствующий нефтепродукт.
Примечание - Для цистерн, изготовленных как мера вместимости при верхнем способе наполнения, заполнение жидкостью производится до совпадения поверхности жидкости с верхней плоскостью указателя уровня
4.5 Внутренний диаметр инспекционного люка-лаза автоцистерны должен быть не менее 500 мм.
4.6 Автоцистерны изготавливают на базе автомобильных шасси в соответствии с требованиями стандарта, действующего на территории государств - членов Таможенного союза и на шасси прицепов и полуприцепов в соответствии с требованиями стандарта, действующего на территории государств - членов Таможенного союза.
_______________
На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52280-2004 "Автомобили грузовые. Общие технические требования".
На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52281-2004 "Прицепы и полуприцепы автомобильные. Общие технические требования".
Тормозные системы шасси автоцистерн категорий N, N, O и O должны быть оснащены антиблокировочными устройствами (АБС).
4.7 АТС для перевозки или раздачи топлива и масла должно состоять не более чем из двух транспортных единиц: автомобиля-тягача и одного прицепа (или полуприцепа).
Для обеспечения этого требования на прицепе или полуприцепе сзади не устанавливают: тягово-сцепное устройство, пневмопривод и электровыводы для подключения второго прицепа.