6.6.1 Сдвиг данных
Чтобы свести к минимуму влияние сдвига во времени фактического цикла по отношению к эталонному, требуется сдвинуть построенный график сигналов по частоте вращения и крутящему моменту относительно эталонного на величину опережения или запаздывания. При наличии сдвига по времени сигналов фактических значений необходимо сдвинуть значения частоты вращения и крутящего момента на это же значение в том же направлении.
6.6.2 Вычисление работы за цикл
Работа за фактический цикл W, кВт·ч, рассчитывается по зафиксированным значениям частоты вращения и крутящего момента в каждой точке измерений. Если выбрана данная опция, указанное вычисление должно выполняться после каждого случая сдвига фактических данных. Работа за фактический цикл W используется для ее сравнения с работой за эталонный цикл W и в расчетах удельных значений выбросов (см. 9.3.7, 9.4.7, 10.3.7 и 10.4.5). Та же методика используется и при интегрировании эталонной и фактической мощности двигателя. При необходимости определения величин, находящихся между соседними точками эталонной или фактической кривой, используется линейная интерполяция.
При интегрировании работы за фактический цикл отрицательные значения крутящего момента должны учитываться и приравниваться к нулю. Если при частоте интегрирования менее 5 Гц на протяжении данного периода времени значение крутящего момента переходит через ноль, отрицательная часть должна учитываться и приравниваться к нулю. Положительная часть должна включаться в значение интеграла.
Значение W должно быть между минус 15% и плюс 5% W.
6.6.3 Статистическая оценка испытательного цикла
Должны быть построены линии регрессии фактических значений частоты вращения, крутящего момента и мощности относительно эталонных значений. Если выбрана данная опция, такое построение должно быть выполнено после каждого случая сдвига данных. При этом должен быть использован метод наименьших квадратов в соответствии с формулой, приведенной в приложении G:
, (5)
где y - фактическое значение частоты вращения (мин), крутящего момента (Нм) или мощности (кВт);
- наклон линии регрессии;
x - эталонное значение частоты вращения (мин), крутящего момента (Н·м) или мощности (кВт);
- точка пересечения линией регрессии оси y.
Стандартная погрешность оценки (S) y по x и коэффициент смешанной корреляции (r) должны рассчитываться для каждой линии регрессии. Анализ рекомендуется проводить на частоте 1 Гц. Для подтверждения достоверности результатов испытаний необходимо выполнять условия, приведенные в таблице 3.
Таблица 3 - Допуски для линии регрессии
Частота вращения | Крутящий момент | Мощность | |
Стандартная погрешность оценки (S) y по x | Не более 100 мин | Не более 13% максимального крутящего момента по характеристике двигателя | Не более 8% максимальной мощности по характеристике двигателя |
Наклон линии регрессии, | 0,95-1,03 | 0,83-1,03 | 0,83-1,03 |
Коэффициент смешанной корреляции, r | Не менее 0,9700 | Не менее 0,8800 | Не менее 0,9100 |
Точка пересечения линии регрессии с осью y, | ±50 мин | ±20 Н·м или ±2% максимального крутящего момента (большее из двух значений) | ±4 кВт или ±2% максимальной мощности (большее из двух значений) |
До начала регрессионного анализа (и только для этой цели) точки, указанные в таблице 4, могут быть удалены. Однако удаление данных точек при расчетах работы за цикл и выбросов не допускается. Точка холостого хода определяется как точка, в которой нормализованый эталонный крутящий момент равен 0%, а нормализованная эталонная частота вращения равна 0,1%. Удаление указанных точек допускается как для всего цикла, так и для любой его части.
Таблица 4 - Точки, разрешенные к удалению для целей регрессионного анализа
Условие | Удаляемые точки |
Первые (24±1) с и последние (25±1) с | Частота вращения, крутящий момент, мощность |
Полная нагрузка и сигнал по крутящему моменту менее 95% эталонного момента | Крутящий момент и/или мощность |
Полная нагрузка и сигнал по частоте вращения менее 95% эталонной частоты вращения | Частота вращения и/или мощность |
Нулевая нагрузка, сигнал по частоте вращения более частоты вращения холостого хода + 50 мин, а сигнал по крутящему моменту более 105% эталонного момента | Крутящий момент и/или мощность |
Нулевая нагрузка, сигнал по частоте вращения более частоты вращения холостого хода + 50 мин, а сигнал по крутящему моменту = определяемый изготовителем или измеренный крутящий момент холостого хода ± 2% максимального крутящего момента | Частота вращения и/или мощность |
Нулевая нагрузка и сигнал по частоте вращения более 105% эталонной частоты вращения | Частота вращения и/или мощность |