Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 8178-11-2015 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 11. Стендовые измерения выбросов газов и частиц из двигателей внедорожных транспортных средств на переходных режимах

     6.6 Проверка корректности испытаний

6.6.1 Сдвиг данных

Чтобы свести к минимуму влияние сдвига во времени фактического цикла по отношению к эталонному, требуется сдвинуть построенный график сигналов по частоте вращения и крутящему моменту относительно эталонного на величину опережения или запаздывания. При наличии сдвига по времени сигналов фактических значений необходимо сдвинуть значения частоты вращения и крутящего момента на это же значение в том же направлении.

6.6.2 Вычисление работы за цикл

Работа за фактический цикл W, кВт·ч, рассчитывается по зафиксированным значениям частоты вращения и крутящего момента в каждой точке измерений. Если выбрана данная опция, указанное вычисление должно выполняться после каждого случая сдвига фактических данных. Работа за фактический цикл W используется для ее сравнения с работой за эталонный цикл W и в расчетах удельных значений выбросов (см. 9.3.7, 9.4.7, 10.3.7 и 10.4.5). Та же методика используется и при интегрировании эталонной и фактической мощности двигателя. При необходимости определения величин, находящихся между соседними точками эталонной или фактической кривой, используется линейная интерполяция.

При интегрировании работы за фактический цикл отрицательные значения крутящего момента должны учитываться и приравниваться к нулю. Если при частоте интегрирования менее 5 Гц на протяжении данного периода времени значение крутящего момента переходит через ноль, отрицательная часть должна учитываться и приравниваться к нулю. Положительная часть должна включаться в значение интеграла.

Значение W должно быть между минус 15% и плюс 5% W.

6.6.3 Статистическая оценка испытательного цикла

Должны быть построены линии регрессии фактических значений частоты вращения, крутящего момента и мощности относительно эталонных значений. Если выбрана данная опция, такое построение должно быть выполнено после каждого случая сдвига данных. При этом должен быть использован метод наименьших квадратов в соответствии с формулой, приведенной в приложении G:

,                                                                 (5)


где y - фактическое значение частоты вращения (мин), крутящего момента (Нм) или мощности (кВт);

- наклон линии регрессии;

x - эталонное значение частоты вращения (мин), крутящего момента (Н·м) или мощности (кВт);

- точка пересечения линией регрессии оси y.

Стандартная погрешность оценки (S) y по x и коэффициент смешанной корреляции (r) должны рассчитываться для каждой линии регрессии. Анализ рекомендуется проводить на частоте 1 Гц. Для подтверждения достоверности результатов испытаний необходимо выполнять условия, приведенные в таблице 3.


Таблица 3 - Допуски для линии регрессии

Частота вращения

Крутящий момент

Мощность

Стандартная погрешность оценки (S) y по x

Не более 100 мин

Не более 13% максимального крутящего момента по характеристике двигателя

Не более 8% максимальной мощности по характеристике двигателя

Наклон линии регрессии,

0,95-1,03

0,83-1,03

0,83-1,03

Коэффициент смешанной корреляции, r

Не менее 0,9700

Не менее 0,8800

Не менее 0,9100

Точка пересечения линии регрессии с осью y,

±50 мин

±20 Н·м или ±2% максимального крутящего момента (большее из двух значений)

±4 кВт или ±2% максимальной мощности (большее из двух значений)


До начала регрессионного анализа (и только для этой цели) точки, указанные в таблице 4, могут быть удалены. Однако удаление данных точек при расчетах работы за цикл и выбросов не допускается. Точка холостого хода определяется как точка, в которой нормализованый эталонный крутящий момент равен 0%, а нормализованная эталонная частота вращения равна 0,1%. Удаление указанных точек допускается как для всего цикла, так и для любой его части.


Таблица 4 - Точки, разрешенные к удалению для целей регрессионного анализа

Условие

Удаляемые точки

Первые (24±1) с и последние (25±1) с

Частота вращения, крутящий момент, мощность

Полная нагрузка и сигнал по крутящему моменту менее 95% эталонного момента

Крутящий момент и/или мощность

Полная нагрузка и сигнал по частоте вращения менее 95% эталонной частоты вращения

Частота вращения и/или мощность

Нулевая нагрузка, сигнал по частоте вращения более частоты вращения холостого хода + 50 мин, а сигнал по крутящему моменту более 105% эталонного момента

Крутящий момент и/или мощность

Нулевая нагрузка, сигнал по частоте вращения более частоты вращения холостого хода + 50 мин, а сигнал по крутящему моменту = определяемый изготовителем или измеренный крутящий момент холостого хода ± 2% максимального крутящего момента

Частота вращения и/или мощность

Нулевая нагрузка и сигнал по частоте вращения более 105% эталонной частоты вращения

Частота вращения и/или мощность