Статус документа
Статус документа

ГОСТ ISO 8178-11-2015 Двигатели внутреннего сгорания поршневые. Измерение выброса продуктов сгорания. Часть 11. Стендовые измерения выбросов газов и частиц из двигателей внедорожных транспортных средств на переходных режимах

     6.3 Процедура построения исходной характеристики двигателя

6.3.1 Общие положения

Для построения NRTC перед испытаниями должна быть снята исходная скоростная характеристика двигателя - зависимость крутящего момента от частоты вращения.

6.3.2 Определение диапазона частоты вращения

Верхняя и нижняя границы диапазона определяются следующим образом:

- минимальная частота вращения равна частоте вращения холостого хода;

- максимальная частота вращения равна nх1,02 или частоте вращения, при которой крутящий момент при полной нагрузке падает до нуля. Берется наименьшее из двух указанных значений.

6.3.3 Исходная характеристика двигателя

Перед снятием характеристики двигатель должен быть прогрет для стабилизации его параметров в соответствии с рекомендациями изготовителя и общепринятой инженерной практикой. После стабилизации параметров исходная характеристика двигателя снимается одним из следующих способов.

6.3.3.1 Плавное увеличение частоты вращения

a) Двигатель работает на холостом ходу;

b) Устанавливается режим работы двигателя на минимальной частоте вращения при значении топливоподачи, соответствующей полной нагрузке;

c) Частота вращения двигателя увеличивается от минимальной до максимальной со средним темпом приращения (8±1) мин/с при фиксации текущих значений частоты вращения двигателя и крутящего момента с интервалом не более 1 с.

6.3.3.2 Ступенчатое увеличение частоты вращения

a) Двигатель работает на холостом ходу;

b) Устанавливается режим работы двигателя на минимальной частоте вращения при значении топливоподачи, соответствующей полной нагрузке;

c) При полной нагрузке режим минимальной частоты вращения поддерживается в течение не менее 15 с, при этом фиксируется средний крутящий момент в течение последних 5 с. Для построения характеристики частота вращения увеличивается ступенями не более (100±20) мин. В каждой точке измерения двигатель должен проработать не менее 15 с, при этом должен фиксироваться средний крутящий момент в течение последних 5 с.

6.3.4 Построение исходной характеристики

Все точки, определенные в соответствии с 6.3.3, наносятся на график и соединяются отрезками с использованием линейной интерполяции. Получившаяся кривая является исходной характеристикой двигателя, которая должна быть использована для преобразования согласно 6.4.3 нормализованных значений крутящего момента, представленных в приложении A, в эталонные значения крутящего момента для испытательного цикла.

6.3.5 Альтернативный способ построения характеристики

Если изготовитель считает описанный выше способ небезопасным или неприемлемым для данного двигателя, допускается использование следующего альтернативного способа. Данный способ заключается в определении предельно допустимого крутящего момента при любых значениях частоты вращения двигателя в пределах данного испытательного цикла. Любые отклонения от указаний настоящего раздела, допущенные по соображениям безопасности или достоверности, должны быть обоснованы и согласованы со всеми заинтересованными сторонами. Однако для двигателя, имеющего регулятор частоты вращения и/или турбонаддув, не допускается построение характеристики путем снижения частоты вращения.

6.3.6 Повторные испытания

Снимать исходные характеристики двигателя перед каждым испытательным циклом нет необходимости. Снятие характеристики двигателя заново перед испытательным циклом должно производиться в случае, если:

- со времени последнего снятия характеристики прошло много времени (с точки зрения общепринятой практики) или

- за это время в двигатель внесены изменения или проведена перенастройка, способные повлиять на его параметры.