Статус документа
Статус документа

ГОСТ 12.0.230.1-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007

     5.1 Политика

5.1.1 Политика в области охраны труда

5.1.1.1 Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:

а) отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;

б) быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации;

в) распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;

г) анализироваться для постоянной пригодности;

д) быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.

5.1.1.2 Политика в области охраны труда должна включать как минимум следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:

а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;

б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;

в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;

г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.

5.1.1.3 Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.

[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.1]


Политика как стратегия и стиль управления в области охраны труда определяет общую направленность и принципы деятельности работодателя в сфере охраны труда.

Политика совокупно именует общие намерения и стратегические направления деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством организации, а затем и доведенные до всеобщего сведения.

Политика по охране труда должна включать как минимум четыре ключевых принципа, осуществление которых организация принимает на себя и обязуется строго выполнять:

- обеспечение безопасности и сохранение здоровья работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;

- соблюдение всех соответствующих законов, правил и иных нормативных актов, содержащих государственные требования охраны труда, программ по охране труда, а также коллективных соглашений по охране труда и любых иных добровольно принимаемых к исполнению организацией обязательств и требований;

- гарантированное обеспечение того, что с рабочими и их представителями проводятся консультации, и они привлекаются к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;

- непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.

Для придания юридической значимости, точности и публичности политика в области охраны труда должна быть разработана должностными лицами работодателя (администрацией организации) при консультациях с работниками и их представителями и изложена письменно в документе, подписанном высшим руководством организации (либо работодателем, либо по его доверенности, либо самым старшим по должности ответственным руководителем организации).

Для усиления публичности следует текст политики сделать доступным всем лицам на их рабочих местах или любым другим так называемым "заинтересованным лицам", желающим с ней ознакомиться.

Политику следует довести до сведения всех работающих с тем, чтобы каждый из них знал и исполнял свои индивидуальные трудовые обязанности в рамках этой проводимой в организации политики. Для этого, как правило, политику оформляют на одном красочном листе и вывешивают его во всех подразделениях.

Сформулированная, подписанная, растиражированная политика свидетельствует о намерениях и решимости руководства организации (работодателя) выполнять свои обязанности перед законом и работниками по эффективной организации работ по охране труда в соответствии с установленными нормативными требованиями.

Чтобы политика в области охраны труда была эффективной, ее необходимо периодически анализировать на уровне самого высшего руководства, оценивая ее соответствие условиям текущего периода, и вносить по мере необходимости поправки.

При наличии в организации руководства, положения, стандарта о системе управления охраной труда одним из первых разделов в них может быть политика.

5.1.2 Участие работников и их представителей

5.1.2.1 Участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации.

5.1.2.2 Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия в процессе возможных аварий.

5.1.2.3 Работодатель должен так организовать мероприятия для работников и их представителей по охране труда, чтобы они имели время и возможности для активного участия в процессах организации, планирования и реализации, применения, оценки и действий по совершенствованию системы управления охраной труда.

5.1.2.4 Работодатель должен обеспечивать создание, формирование и эффективное функционирование комитета (комиссии) по охране труда и признание представителей работников по охране труда в соответствии с национальными законами и практикой.

[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4.2]


Целенаправленное привлечение работников к управлению охраной труда является наиважнейшим элементом системы управления охраной труда.

Все функции работодателя, его обязанности и обязательства, если работодателем выступает организация, выполняют работники, которые делятся по своим управленческим функциям и подчиненности на руководителей, специалистов и исполнителей.

Руководители - это работники, в административном подчинении которых есть хотя бы один работник. Руководителей часто делят еще на высшее руководство (топ-менеджмент) и линейных руководителей, среди которых выделяют непосредственных руководителей работ.

Специалисты - это лица, в административном подчинении которых нет ни одного работника, но которые принимают участие в управлении от лица работодателя, оказывая любую квалифицированную помощь руководителям.

Пример - Инженер/менеджер/специалист по охране труда.

Руководители и специалисты являются должностными лицами работодателя, осуществляющими от лица работодателя функции управления.

Исполнители - это работники, не являющиеся ни руководителями, ни специалистами и выполняющие свои трудовые обязанности, не имея других работников в своем прямом или косвенном подчинении. Исполнители не представляют и не выполняют функций работодателя и не выступают от его имени.

Пример - Представители рабочих профессий.