Действующий

ГОСТ 12.0.230.1-2015 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007

     5 Система управления охраной труда в организации

Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию.

[ГОСТ 12.0.230-2007, раздел 4]


Права работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, должны и могут быть реализованы на всех рабочих местах всех работодателей. Работодатель, являющийся собственником рабочих мест, средств и орудий труда, организатором производства и нанимателем рабочей силы, имеет все законные основания (права собственности и распоряжения) и все материальные, финансовые и трудовые ресурсы для обеспечения этих прав нанятых им работников. Именно поэтому общество в лице государства возлагает на работодателя обязанности и ответственность по созданию и обеспечению функционирования системы управления охраной труда. Однако работодатель несет не только обязанности и связанную с ними ответственность, он может абсолютно добровольно взять на себя дополнительные обязательства по охране труда и безопасности производства (и связанную с ними ответственность за их выполнение).

От реальных действий работодателя и его должностных лиц зависят поведение и действия остальных работников, а потому работодателю (и его должностным лицам, особенно первому руководителю) следует быть примером и лидером в вопросах охраны труда, проявлять активность и явную заинтересованность в эффективной системе управления охраной труда и тем самым показывать свою приверженность в выполнении установленных государством требований и взятых на себя обязательств.

Приверженность руководства организации к вопросам охраны труда - основная составляющая успешного функционирования системы управления охраной труда. Для обеспечения максимальной эффективности системы управления охраной труда этот принцип должен распространяться сверху вниз на все уровни управления организации.

Приверженность и личный пример высшего руководства организации обеспечивают реальную значимость системы управления охраной труда и гарантируют поддержку каждому из ее элементов. Для обеспечения наиболее эффективных результатов функционирования системы управления охраной труда в рамках всей организации высшему руководству следует постоянно подтверждать своими действиями, что обеспечение безопасности и сохранения здоровья и трудоспособности работников являются такими же важными составляющими деятельности организации, как завоевание рынков сбыта, обеспечение высокого качества продукции и/или услуг, их низкой себестоимости, выполнение всех договорных обязательств и т.п.

Приверженность охране труда всех руководителей организации должна быть очевидной и наглядной, носить характер, обеспечивающий непрерывное совершенствование. Наглядная и активная приверженность руководителей принципам системного управления охраной труда и так называемым "культуре безопасности" и/или "культуре профилактики в охране труда" состоит в осуществлении таких действий, как:

- поощрение любых инициатив любого работника, связанных с улучшением состояния условий и охраны труда, и руководство внедрением этих инициатив в практику;

- проявление личной инициативы и активного участия в руководстве деятельностью по улучшению условий труда, соблюдению требований охраны труда, повышению эффективности и результативности функционирования системы управления охраной труда;

- строгое личное выполнение и постоянный контроль за выполнением работниками требований охраны труда и требований безопасности, определенных технологическими регламентами (инструкциями).

При этом всем руководителям в своих подразделениях в пределах полномочий и по своим направлениям следует обеспечивать наличие людских (человеческих), материальных и финансовых ресурсов, позволяющих эффективно разрабатывать, внедрять, пересматривать и поддерживать систему управления охраной труда.

При возникновении противоречий между стратегическими целями в области охраны труда, провозглашенными в политике, и другими производственными задачами организации высшее руководство организации должно разрешать их таким образом, чтобы принятые решения отвечали требованиям системы управления охраной труда.

Основными разделами системы управления охраной труда являются:

- политика, то есть стратегия и стиль управления, совокупность видения организацией своей миссии в сфере безопасности производства и в охране труда, концепции и стратегии деятельности по реализации этого видения и миссии, стратегических целей и задач;

________________

От английского "policy" - курс, направление действий. Следует отличать от английского "politics" - политическая деятельность.


- организация, то есть организационная деятельность по созданию всех необходимых системе управленческих структур, процедур, распределения обязанностей между работниками и подразделениями и т.п.;

________________

От английского "organizing" - организационная структура. Следует отличать от английского "organization" - процесс.


- планирование  и применение , то есть сочетание элемента системы управления, направленного на установление целей и определяющего необходимые действия и соответствующие ресурсы для достижения заданных целей с элементом системы управления, направленным на осуществление/выполнение требуемых для достижения целей мероприятий;

________________

От английского "planning" - см. 3.12.

От английского "implementation" - внедрение, реализация.


- оценка , то есть оценка результативности системы, внесение корректив в деятельность и тем самым поддержание процесса непрерывного усовершенствования системы управления и, следовательно, ее результативности/эффективности;

________________

От английского "evaluation".


- действия по совершенствованию , то есть постоянный процесс, состоящий из предупредительных/превентивных действий, то есть действий по устранению причины/причин потенциального возникновения несоответствия или другой нежелательной, но потенциально возможной ситуации; корректирующих действий, то есть действий по устранению причины/причин выявленного несоответствия или другой нежелательной ситуации, предпринимаемых для предотвращения повторного возникновения несоответствия и собственно действия по непрерывному усовершенствованию/постоянному улучшению системы управления охраной труда.

________________