Положения настоящего раздела устанавливают общие технические требования к проектированию и устройству надземных рельсовых путей.
5.1.1 Надземный рельсовый путь состоит из:
- верхнего строения;
- путевого оборудования.
Примечание - Требования к опорным элементам строительных конструкций, например, колоннам в данном стандарте не рассматриваются, поскольку нагрузки на них зависят не только от кранов, эксплуатируемых на надземных рельсовых путях, но и от веса самих подкрановых строительных конструкций, нагрузок от внешних воздействий (например, снега и т.п.).
5.1.3 В состав верхнего строения надземного рельсового пути входят рельсы, опорные элементы, стыковые и промежуточные скрепления, которые различны по конструкции для различных профилей рельсов и назначения надземных рельсовых путей опорных и подвесных кранов.
Количество стыковых скреплений определяется длиной рельсового пути и количеством отрезков рельсов по длине его рельсовых нитей.
5.1.4 Выбор типа рельса для надземного рельсового пути осуществляют согласно рекомендациям изготовителя крана, изложенном в паспорте крана и руководстве по эксплуатации крана. При отсутствии указанных требований, выбор типа рельса осуществляют в зависимости от нагрузки, передаваемой ходовым колесом крана на рельс и группы классификации (режима работы) крана, согласно указаниям 5.2 и 5.1.5.
5.1.5. В качестве рельсов для опорных кранов разрешается применять:
- новые железнодорожные рельсы типа Р43 по ГОСТ 7173, Р50 и Р65 по ГОСТ Р 51685;
- рельсы крановые типов КР 70, КР 80, КР 100, КР 120 и КР 140 по ГОСТ 4121;
- рельсы из стального горячекатаного проката квадратного или прямоугольного сечения по ГОСТ 2591.
Требования к выбору типа и марки рельса для надземных рельсовых путей приведены в 5.2.2.
Примечания
1 Для ремонта и замены на ранее эксплуатировавшихся надземных рельсовых путях допускается применять старогодные рельсы типа Р I и II групп годности при условии отсутствия в них:
- трещин и сколов рельсов любых размеров;
- вертикального, горизонтального или приведенного (вертикального плюс половина горизонтального) износа головки рельса более 15% от соответствующего размера неизношенного профиля.
2 Допускается применение рельсов, тип которых указан в эксплуатационной документации крана и изготовленных в соответствии с международными нормами.
5.1.6 В качестве рельсов для подвесных кранов, грузовых тележек, электрических и ручных талей применяют двутавры по ГОСТ 19425 с учетом температуры рабочего состояния крана, эксплуатируемого на них:
- при температурах рабочего состояния от плюс 40°С до минус 20°С - из малоуглеродистых сталей ВСт3сп5 по ГОСТ 380;
- при температурах рабочего состояния от плюс 40°С до минус 40°С - из низколегированных сталей 09Г2С, 09Г2-12 по ГОСТ 19281.
В качестве рельсов для подвесных кранов допускается применение предусмотренных эксплуатационной документацией крана профилей, изготовленных в соответствии с международными нормами из материалов, соответствующих требованиям настоящего стандарта по температурам рабочего состояния крана.
В качестве рельсов для легких подвесных кранов (легких крановых систем, поставляемых в комплекте с опорной металлоконструкцией) применяются специальные профили, указанные в паспорте изготовителя.
5.1.7 Стыковые скрепления рельсов и их крепления к подкрановым балкам (промежуточные скрепления) для надземных рельсовых путей опорных кранов
5.1.7.1 Стыковые скрепления рельсов в рельсовой нити применяются разъемного и неразъемного типов:
- разъемные стыковые скрепления выполняются с помощью стыковых накладок;
- неразъемные стыковые скрепления выполняются с помощью сварки по техническим условиям, разработанным на данный вид сварки.
5.1.7.2 В разъемных стыковых скреплениях рельсовых нитей из железнодорожных рельсов типа Р применяют двухголовые четырех - или шестидырные железнодорожные накладки (рисунок А.1, таблица А.1 приложения А): для рельсов типа Р43 - двухголовые накладки по ГОСТ 19127, для рельсов типов Р50, Р65 и Р75 двухголовые накладки по ГОСТ 33184.