5.3.1 Общие положения
5.3.1.1 Периодические проверки выполняет компетентный специалист.
5.3.1.2 Результатом периодической проверки должно стать одно из следующих заключений:
- состояние каната удовлетворительное и его можно эксплуатировать до следующей периодической проверки; должен быть назначен срок следующей проверки;
- состояние каната обеспечивает безопасную эксплуатацию в течение определенного срока, после которого он должен быть заменен без дополнительных проверок;
- состояние каната неудовлетворительное, и работа машины должна быть немедленно прекращена до замены каната.
5.3.1.3 При оценке состояния каната должны использоваться соответствующие средства визуального и/или измерительного контроля.
5.3.1.4 Степень повреждений каната должна оцениваться либо в процентах от максимально допустимого повреждения (например, 20%, 50%, 100%), либо словами (например, легкая, средняя, очень высокая, выбраковка).
5.3.1.5 Обобщенный перечень видов повреждений и методов их оценки приведен в таблице 1. Примеры отдельных видов повреждений и дефектов каната приведены в приложении А.
Таблица 1 - Виды повреждений и способы оценки
Вид повреждения | Метод оценки |
Число видимых обрывов проволок (включая единичные обрывы, обрывы, сосредоточенные в одной зоне, обрывы во впадинах между прядями каната и обрывы в зоне крепления свободного конца каната) | Подсчет |
Уменьшение диаметра каната (в результате наружного износа, внутреннего износа и повреждения сердечника) | Измерения |
Перелом или разрыв пряди или нескольких прядей | Визуальный |
Коррозия (наружная, внутренняя и коррозия при трении) | Визуальный |
Деформация | Визуальный Измерения (только волнистость) |
Механическое повреждение | Визуальный |
Тепловое повреждение (включая следы электрического искрения) | Визуальный |
5.3.2 Частота периодических проверок
Частота проведения периодических проверок определяется руководством по эксплуатации крана и назначается исходя из следующего:
- национальными требованиями, принятыми в государстве использования грузоподъемного механизма;
- типа грузоподъемного механизма;
- режима использования грузоподъемного механизма;
- условий окружающей среды;
- срока использования каната;
- результатов предыдущих проверок;
- опыта эксплуатации канатов на аналогичных грузоподъемных механизмах.
Примечание 1 - Компетентный специалист может рекомендовать сократить срок между проверками в зависимости от условий и режима работы крана. Кроме того, на решении о сокращении срока между проверками могут повлиять особые обстоятельства (например, произошедший несчастный случай) или изменение режима работы крана (например, переход на работу с одной на две смены).
Примечание 2 - Как правило, обрывы проволочек начинают в большей степени появляться на последних стадиях жизненного цикла каната.
5.3.3 Объем периодической проверки
5.3.3.1 Канат должен быть осмотрен вдоль всей его длины. В случае слишком длинного каната может быть осмотрена только рабочая часть каната плюс не менее пяти витков, навитых на барабан. В том случае, если планируется изменение конфигурации крана и новая конфигурация требует увеличения рабочей длины каната, эта зона также должна быть осмотрена.
5.3.3.2 Особое внимание должно быть обращено на следующие участки (зоны каната):
- узел закрепления на барабане;