Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33718-2015 Краны грузоподъемные. Проволочные канаты. Уход и техническое обслуживание, проверка и отбраковка (с Поправками)

     5.3 Периодическая проверка

5.3.1 Общие положения

5.3.1.1 Периодические проверки выполняет компетентный специалист.

5.3.1.2 Результатом периодической проверки должно стать одно из следующих заключений:

- состояние каната удовлетворительное и его можно эксплуатировать до следующей периодической проверки; должен быть назначен срок следующей проверки;

- состояние каната обеспечивает безопасную эксплуатацию в течение определенного срока, после которого он должен быть заменен без дополнительных проверок;

- состояние каната неудовлетворительное, и работа машины должна быть немедленно прекращена до замены каната.

5.3.1.3 При оценке состояния каната должны использоваться соответствующие средства визуального и/или измерительного контроля.

5.3.1.4 Степень повреждений каната должна оцениваться либо в процентах от максимально допустимого повреждения (например, 20%, 50%, 100%), либо словами (например, легкая, средняя, очень высокая, выбраковка).

5.3.1.5 Обобщенный перечень видов повреждений и методов их оценки приведен в таблице 1. Примеры отдельных видов повреждений и дефектов каната приведены в приложении А.


Таблица 1 - Виды повреждений и способы оценки

Вид повреждения

Метод оценки

Число видимых обрывов проволок (включая единичные обрывы, обрывы, сосредоточенные в одной зоне, обрывы во впадинах между прядями каната и обрывы в зоне крепления свободного конца каната)

Подсчет

Уменьшение диаметра каната (в результате наружного износа, внутреннего износа и повреждения сердечника)

Измерения

Перелом или разрыв пряди или нескольких прядей

Визуальный

Коррозия (наружная, внутренняя и коррозия при трении)

Визуальный

Деформация

Визуальный

Измерения (только волнистость)

Механическое повреждение

Визуальный

Тепловое повреждение (включая следы электрического искрения)

Визуальный

5.3.2 Частота периодических проверок

Частота проведения периодических проверок определяется руководством по эксплуатации крана и назначается исходя из следующего:

- национальными требованиями, принятыми в государстве использования грузоподъемного механизма;

- типа грузоподъемного механизма;

- режима использования грузоподъемного механизма;

- условий окружающей среды;

- срока использования каната;

- результатов предыдущих проверок;

- опыта эксплуатации канатов на аналогичных грузоподъемных механизмах.

Примечание 1 - Компетентный специалист может рекомендовать сократить срок между проверками в зависимости от условий и режима работы крана. Кроме того, на решении о сокращении срока между проверками могут повлиять особые обстоятельства (например, произошедший несчастный случай) или изменение режима работы крана (например, переход на работу с одной на две смены).

Примечание 2 - Как правило, обрывы проволочек начинают в большей степени появляться на последних стадиях жизненного цикла каната.

5.3.3 Объем периодической проверки

5.3.3.1 Канат должен быть осмотрен вдоль всей его длины. В случае слишком длинного каната может быть осмотрена только рабочая часть каната плюс не менее пяти витков, навитых на барабан. В том случае, если планируется изменение конфигурации крана и новая конфигурация требует увеличения рабочей длины каната, эта зона также должна быть осмотрена.

5.3.3.2 Особое внимание должно быть обращено на следующие участки (зоны каната):

- узел закрепления на барабане;