6.3.1 Общие положения
При извлечении хладагента из холодильной системы в соответствующую емкость с целью дальнейшего хранения или транспортирования необходимо соблюдать надлежащие меры безопасности.
6.3.2 Сбор хладагента
6.3.2.1 Процедура сбора/извлечения
Извлечение хладагента осуществляют в соответствии с требованиями национального законодательства, национальных стандартов и правил. Если такие требования не установлены, сбор/извлечение хладагента выполняют следующим образом:
a) если компрессор холодильной системы не может быть использован для извлечения и сбора хладагента, к холодильной системе подключают соответствующее оборудование;
b) перед любой операцией по техническому обслуживанию или ремонту холодильной системы, требующей вскрытия холодильного контура, давление в холодильной системе или ее соответствующей части понижают путем извлечения хладагента до значения не более:
- 60 кПа абсолютного давления для холодильной системы или ее части с внутренним объемом, не превышающим 0,2 м;
- 30 кПа абсолютного давления для холодильной системы, или ее части с внутренним объемом более 0,2 м.
После этого давление может быть дополнительно снижено с помощью вакуумного насоса с последующим заполнением сухим бескислородным азотом.
c) Перед утилизацией холодильная система или ее части должны быть отвакуумированы до:
- 60 кПа абсолютного давления для холодильной системы с внутренним объемом, не превышающим 0,2 м;
- 30 кПа абсолютного давления для холодильной системы с внутренним объемом более 0,2 м.
Приведенные выше значения давлений взяты для температуры окружающей среды 20°С. Для других значений температур давление корректируют.
Время, необходимое для извлечения, зависит от давления. Процесс должен быть остановлен только тогда, когда после выключения компрессора сливного агрегата давление больше не изменяется и остается постоянным.
6.3.2.2 Тара для хладагента
Хладагент собирают только в специальную тару, предназначенную для определенного хладагента. Эта тара должна быть промаркирована цветовым кодом или иным способом, позволяющим легко идентифицировать содержимое тары (обозначение хладагента, химическое наименование(я), группа опасности. Также должны содержаться необходимые предупреждения).
Тара для восстановленного хладагента должна иметь специальную маркировку.
Примечание - Информацию о цветовой кодировке см. [3].
Примеры
1 "CFC R-12 - Рекуперация - Не использовать до исследования".
2 "NH3 (аммиак) - Рекуперация"
3 "R 407С - Восстановленный - Без проверки не использовать"
4 "R 717 (аммиак) - Восстановленный"
6.3.2.3 Одноразовая тара
Применение одноразовой тары по принципу "после использования выбросить" для всех хладагентов, кроме хладагентов на основе углеводородов, не допускается в связи с возможностью попадания в атмосферу остатков газа, содержащегося в таре после ее утилизации.
6.3.2.4 Заполнение тары
Переполнение тары хладагентом не допускается.
При заполнении тары хладагентом максимальную заправку определяют, принимая во внимание, что смесь хладагент - масло имеет более низкую плотность, чем чистый хладагент. Поэтому для смеси хладагент - масло полезный объем тары уменьшают (не более 80% от объема максимальной заправки хладагента или 70% от полного внутреннего объема тары), контролируя массу заправляемого вещества.