5.1 Основные положения
Конструкция подъемника должна обеспечивать безопасность при работе, монтаже и демонтаже, а также возможность техобслуживания и транспортирования. Конструкция всех составных частей, которые необходимо перемещать в ходе монтажа, например секции направляющих рельсов, имеющие определенную массу, должна проектироваться с точки зрения возможности ручного перемещения. Если допустимая масса для перемещения вручную превышена, изготовитель должен предусматривать соответствующее подъемное оборудование, указанное в руководстве по эксплуатации. Все съемные и разъемные крышки должны закрепляться с помощью невыпадающих средств крепления.
5.1.1 Подъемники должны изготовляться в климатическом исполнении У категории размещения I по ГОСТ 15150 для работы при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40°С с верхним значением относительной влажности воздуха 80% при 25°С, атмосферой типа II по ГОСТ 15150, в I-V ветровых районах по ГОСТ 1451 при скорости ветра для рабочего состояния подъемника на высоте 10 м не более 14 м/с.
Подъемники должны сохранять работоспособность на высоте над уровнем моря до 2000 м.
Подъемники, предназначенные для эксплуатации в районах с холодным и тропическим климатом (исполнения ХЛ и Т), следует изготовлять по техническим условиям, разработанным на основе настоящего стандарта.
5.1.2 Свободностоящие подъемники, не крепящиеся к сооружению, используемые в районах с сейсмичностью более 6 баллов, должны быть выполнены в сейсмостойком исполнении с указанием в паспорте допустимого района установки.
5.1.3 Металлоконструкции подъемника следует изготавливать из сталей с механическими свойствами (в том числе и ударной вязкостью), химическим составом, свариваемостью, обеспечивающими работоспособность подъемника в диапазоне температур по 5.1.1.
5.2 Комбинации нагрузок и расчеты
5.2.1 Конструкция подъемника должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы ее прочность была достаточной для всех предусмотренных рабочих условий, включая монтаж, демонтаж и, например, условия низких температур.
Разработка конструкции в целом и каждой детали в отдельности должна основываться на возможности различных комбинаций нагрузок, которые приведены в 5.2. В комбинации нагрузок должны учитываться наименее благоприятные положения грузоподъемника и груза в отношении направляющих рельсов и опор, как на пути прохождения грузоподъемника, так и его любого перемещения, например наклона грузоподъемника. Опора направляющих рельсов рассматривается как часть конструкции подъемника.
5.2.2 При расчете конструкции подъемника и каждой его составной части необходимо принимать в расчет следующие силы и нагрузки.
5.2.2.1 Общий собственный вес, за исключением грузоподъемника и оборудования, которое перемещается вместе с грузоподъемником.
5.2.2.2 Собственный вес незагруженного грузоподъемника и оборудования, которое перемещается вместе с грузоподъемником.
5.2.2.3 Номинальная грузоподъемность грузоподъемника
Номинальная грузоподъемность должна рассчитываться как нагрузка, действующая со смещением от центра в любую сторону на расстояние, равное 10% ширины W грузоподъемника (25%, если грузоподъемник предполагается использовать с нагрузкой, приложенной консольно) (см. рисунок 1).
Рисунок 1 - Номинальная грузоподъемность при смещении от центра
5.2.2.4 Для расчета необходимо принимать плотность нагрузки не менее 3 кН/м, действующей на площадь грузоподъемника, определяемую как площадь, расположенную под прямым углом к направляющим рельсам.
5.2.2.5 Если подъемник сконструирован таким образом, что грузоподъемник доходит до конца направляющих рельсов до приведения в действие концевого выключателя, то должно быть предусмотрено свободное расстояние при перемещении в конце направляющих рельсов при номинальной скорости с номинальной нагрузкой и без нее (см. также 5.5.1.8). Необходимо принимать в расчет предельный крутящий момент при заторможенном двигателе и инерцию системы привода.
5.2.2.6 Результирующая нагрузка при перемещении груза определяется путем умножения всех фактических нагрузок (грузоподъемника, номинальной грузоподъемности, канатов и т.д.) на коэффициент динамической нагрузки
,
где v равно номинальной скорости подъемника, м/с.
Коэффициент динамической нагрузки можно определять альтернативным способом, если он может обеспечить более высокую точность.
5.2.2.7 Для определения нагрузки, возникающей при работе устройства безопасности при разрыве каната, необходимо умножить результирующую нагрузку на коэффициент 2,5. Можно использовать меньший коэффициент, но не менее 1,2, который должен быть проверен при испытаниях под нагрузкой, превышающей грузоподъемность в 1,25 раза.
5.2.2.8 Расчет ветровой нагрузки
Аэродинамическое давление q рассчитывают по формуле
,
где - давление, Н/м;
- скорость ветра, м/с.