6.4.1 Общие положения
Приводные ремни или транспортерные ленты для твердых материалов значительно электризуются и могут создавать опасность зажигания вследствие непрерывного разделения поверхностей вращающегося вала и ремня или ленты. Интенсивность электризации зависит от материала ленточного конвейера (ремня) и вала или валика и возрастает по мере увеличения площади и ширины контакта и нарастания скорости и натяжения.
Заряд ремня или ленты может стекать на землю через проводящие ролики, только если ремень или лента являются достаточно рассеивающими. Материал, поступающий в бункер или сходящий с ленточного транспортера, может оказаться существенно наэлектризованным. Проводимость транспортерной ленты не имеет решающего значения. Нельзя ожидать, что проводящие или рассеивающие ленты могут обеспечить утечку зарядов с транспортируемого изолирующего продукта.
6.4.2 Конвейерные ленты
Конвейерные ленты - бесконечные ленты, которыми транспортируют материалы и которые опираются на ролики (обычно металлические). Лента конвейера считается рассеивающей, если
a) поверхностное сопротивление, измеренное по ISO 284 и EN 14973 с обеих сторон, ниже 300 Мом или
b) поверхностное сопротивление, измеренное электродом с конфигурацией по 3.21, менее 75 МДжм или
c) в случаях, когда лента состоит из слоев различных материалов, ее считают рассевающей, если сопротивление (измеренное при 23°C и 50% относительной влажности) между противоположными поверхностями менее 1 ГОм.
Примечание - Поверхностное сопротивление измерено согласно ISO 284 и EN 14973 при (23±2)°C и (50±5)% относительной влажности с применением внутреннего круглого электрода диаметром 25 мм и наружного кольцевого электрода с внутренним диаметром 125 мм и наружным диаметром 150 мм. Значения сопротивлений, измеренные с применением электродов с конфигурацией, соответствующей 3.21, точно в 4 раза меньше.
В таблице 5 указаны меры, которые могут потребоваться в опасных зонах, классифицируемых согласно IEC 60079-10-1 и IEC 60079-10-2.
Таблица 5 - Требования к конвейерным лентам
Скорость | Зона класса 0 | Зона класса 1 | Зона класса 2 | Зона класса 20 | Зона класса 21 | Зона класса 22 | |||
IIC | IIA и IIB | МЭЗ10 мДж | МЭЗ10 мДж | ||||||
0,5 м/с | Рассеивающие | Рассеиваю- | Нет требо- | Рассеивающие ленты и проводящие шкивы, соединение лент допускается | Нет требований, кроме 6.4.1, если не показано, что зажигающие разряды возникают часто | ||||
0,5-5 м/с | Не допускается | ||||||||
5-30 м/с | Рассеиваю- щие | Не допускается | Рассеивающие | ||||||
В данном случае понятие "рассеивающие" устанавливается пунктом 6.4.2. Примечание - Нет сведений о скорости ленты более 30 м/с. |
Для группы взрывоопасности I применяются требования зоны класса 1 (IIA и IIB). Однако изоляция конвейеров угольной пылью едва ли может привести к зажиганию проводящей угольной пыли и конвейеры могут применяться, если выполненная оценка риска подтвердит незначительность риска зажигания.
Требования таблицы 5 и 6.4.2 не относятся к лентам, утечка заряда с которых обеспечивается коронированием. В таких случаях должна быть проведена экспертная проверка их электризуемости в худших условиях.
Слой воска или грязи на ленте может увеличить ее электризуемость, а также ее сопротивление и опасность электризации. Это следует учитывать при ремонте, так чтобы впоследствии опасность не возрастала. Важно, чтобы налипшие изолирующие слои не нарушили непрерывность цепи проводимости.
Легкие ленточные конвейеры, описание которых представлено в ISO 21183-1, часто должны соответствовать особым требованиям клиента. В таких случаях следует пользоваться ISO 21178 "Легкие ленточные конвейеры. Определение электрических сопротивлений" и ISO 21179 "Легкие ленточные конвейеры. Определение электростатического поля при работе легкого ленточного конвейера".
6.4.3 Ременные трансмиссии
Приводы вращающихся частей и машин - клиновидные и плоские трансмиссии. Заряд, полученный ремнем трансмиссии при непрерывном разделении контактирующих поверхностей, зависит от материалов ремня и шкивов, от скорости (возрастает со скоростью) натяжения и ширины области контакта. Согласно ISO 9563 и ISO 1813 [12] материал ремня трансмиссии считают рассеивающим, если:
кОм,
где L - расстояние между двумя проводящими электродами (например, из металла, графита или серебряной краски) на ремне трансмиссии;
B - ширина плоского участка трансмиссии или удвоенной ширины стороны клиновидной трансмиссии;
R - сопротивление, измеренное между электродами при (23±2)°C и в условиях отсутствия конденсата.
Примечание - В предыдущих документах (например, в CENELEC TR 50404), применен критерий кОм м, где R - сопротивление, измеренное между электродом, установленным на внутренней стороне в середине отрезка между двумя шкивами ремня трансмиссии и землей, а B - ширина плоского ремня или удвоенная ширина стороны V клиновидного ремня. Так как выполнение этого (RxB) критерия зависит от расстояния между двумя шкивами, его нельзя рассматривать как характеристику материала ремня. По этой причине ISO 9563 и ISO 1813 дают критерии для рассеивающего материала ремня трансмиссии, которые независимы от длины ремня. Если расстояние между двумя шкивами превышает 0,67 м, оба требования (прежних и современных документов) автоматически выполнены.
В таблице 6 указаны меры, которые могут потребоваться в опасных зонах, классифицируемых согласно IEC 60079-10-1 и IEC 60079-10-2.
Таблица 6 - Требования к ременным передачам (к ремням трансмиссий)