5.1 Выбор места перехода, назначение положения моста в плане и продольном профиле следует производить с учетом требований трассирования дороги, а также русловых, гидрологических, геологических, гидрогеологических, экологических, ландшафтных и других местных условий.
5.2 При выборе места мостового перехода через судоходные реки по возможности следует:
- мостовые переходы располагать перпендикулярно течению воды (с косиной не более 10°) на прямолинейных участках с устойчивым руслом, в местах с неширокой малозатопляемой поймой, удаленных от перекатов на расстояние не менее 1,5 длины расчетного судового или плотового состава;
- середину судоходных пролетов совмещать с осью соответствующего судового хода, учитывая возможные русловые переформирования;
- обеспечивать взаимопараллельность оси судового хода, направления течения воды и плоскостей опор, обращенных в сторону судоходных пролетов;
- не допускать отклонения между направлениями судового хода и течения реки более 10°;
- не допускать увеличения скорости течения воды в русле при расчетном судоходном уровне, вызванного строительством мостового перехода, свыше 20% при скорости течения воды в естественных условиях до 2 м/с и 10% - при скорости свыше 2,4 м/с (при скорости течения воды в естественных условиях от 2,0 до 2,4 м/с процент допускаемого увеличения средней скорости следует определять по интерполяции).
5.3 Число и размеры мостов на пересечении водотока следует определять на основе результатов инженерных изысканий, гидрологических и гидравлических расчетов, при этом мосты следует располагать так, чтобы вызванное их строительством и эксплуатацией изменение гидрологических условий не нарушало хозяйственных интересов местного населения, промышленных и других предприятий и организаций, а также не вызывало необратимых нарушений экологической среды в районе расположения моста.
Пропуск вод нескольких водотоков через отверстие одного моста должен быть обоснован, а при наличии селевого стока, лессовых грунтов и возможности образования наледи - не допускается.
5.4 Малые и средние мостовые сооружения могут располагаться на участках дороги с любым профилем и планом, принятыми для проектируемой дороги.
Продольный уклон проезжей части больших мостовых сооружений должен быть не более:
- 30‰ - для сооружений вне населенных пунктов;
- 60‰ - для сооружений в населенных пунктах;
- 20‰ - для мостов с деревянным настилом;
- 80‰ - для мостов в горной местности.
При специальном обосновании продольный уклон проезжей части мостовых сооружений, расположенных в населенных пунктах, может быть увеличен до 80‰.
5.5 Положение элементов мостов над уровнями воды, ледохода и селевого потока на несудоходных и несплавных водотоках, а также в несудоходных пролетах мостов на судоходных водных путях следует определять в зависимости от местных условий и выбранной схемы сооружения. Размеры возвышений отдельных элементов моста над соответствующими уровнями воды и ледохода во всех случаях должны быть не менее величин, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Часть или элемент моста | Возвышение частей или элементов моста над расчетным уровнем, м | ||
водного потока с учетом влияния подпора и волны | ледохода | селевого потока | |
1 Низ пролетных строений: | |||
- при глубине подпертой воды до 1 м | 0,50 | 0,50 | 1,5 |
- то же, свыше 1 м | 0,50 | 0,75 | 1,5 |
- при наличии заторов льда | 0,75 | 1,0 | - |
- при наличии карчехода | 1,0 | - | - |
2 Верх площадки для установки опорных частей | 0,25 | 0,5 | 1,0 |
3 Низ пят арок и сводов | 0,25 | 0,25 | 0,5 |
4 Низ продольных схваток выступающих элементов пролетных строений деревянных мостов | 0,25 | 0,75 | 1,0 |
Примечания 1 При наличии явлений, вызывающих более высокие уровни воды (вследствие подпора от нижележащих рек, озер или водохранилищ, нагона воды ветром, образования заторов или прохождения паводков по руслам, покрытым льдом, и др.), указанные в таблице возвышения следует отсчитывать от этого уровня, вероятность превышения которого устанавливается в соответствии с таблицей 3. 2 При определении возвышения верха площадки для установки опорных частей уровень воды необходимо определять с учетом набега воды от динамического воздействия речного потока на опору моста. 3 Для малых мостов наименьшее возвышение низа пролетных строений допускается определять без учета ветровой волны. |
5.6 Возвышение низа пролетных строений над наивысшим статическим уровнем водохранилища у мостов, расположенных в несудоходных и несплавных зонах водохранилища, должно быть не менее () м, где - высота ветровой волны, м.
5.7 Наименьшее возвышение низа пролетных строений при наличии наледей необходимо определять с учетом их высоты.
5.8 При одновременном наличии карчехода и наледных явлений возвышения, приведенные в таблице 2, следует увеличивать не менее чем на 0,5 м.
5.9 Расстояние между опорами моста в свету при наличии карчехода и наледных явлений следует определять с учетом размеров карчей, но не менее 15 м.