Автоматизированный контроль выполнения работ по содержанию дорожных сооружений и на объектах инфраструктуры дорожного участка выданных в подрядной организации исполнителям оперативных сменно-суточных заданий осуществляется на основе получения и автоматической обработки навигационных данных от контролируемых дорожных машин.
Программные средства системы обеспечивают решение следующих задач диспетчерского контроля:
- непрерывный круглосуточный прием, передача и обработка навигационных данных, их архивирование и выдача по запросам пользователей;
- непрерывный контроль движения дорожных машин предприятия, выполняющих оперативные задания;
- учет фактического времени работы машин в запланированных местах проведения работ;
- сбор данных о фактически выполненной работе с анализом причин сбоев, задержек и т.п.;
- автоматическое формирование сообщений о нарушении запланированного хода выполнения оперативных заданий.
Необходимо фиксирование в базе данных результатов по следующим событиям:
- прибытие ТС в начальный пункт на площадку отстоя перед выполнением рейса;
- подача ТС на технологическую площадку;
- отправление ТС в рейс;
- прибытие ТС на стоянку промежуточного пункта следования;
- убытие ТС со стоянки промежуточного пункта следования;
- прибытие ТС на стоянку конечного пункта следования.
В процессе движения ТС на маршруте следования система должна осуществлять запись в базу данных информации по результатам контроля местонахождения ТС на маршруте и выполнения работ по содержанию автомобильных дорог.
В случае несанкционированного ухода транспортного средства с маршрута следования, система должна подавать диспетчеру сигнал: "Уход с маршрута" с выдачей реквизитов: "маршрут" (направление), "номер рейса", "гос. номер ТС", "модель".
Если навигационные данные перестали поступать от ТС, то необходимо указать местоположение по последнему данному, поступившему в систему, отобразив время, когда эти данные были сформированы.
В случае, если водитель передал сигнал бедствия система должна отобразить сигнал бедствия с выдачей реквизитов: "маршрут" (направление), "номер рейса", "гос. номер ТС", "модель". При этом сообщение должно дополняться автоматическим выводом на видеограмме местности текущего местоположения ТС.
Для обеспечения эффективного решения основных задач диспетчерского управления в диспетчерской навигационной системе ГИС должна состоять их двух подсистем, различающихся спецификой информационного обеспечения решения частных задач контроля и управления:
- геоинформационная система ведения электронных картографических баз данных дорожной сети территории;
- геоинформационная система отображения, обработки и хранения данных о местоположении транспортных средств.
Геоинформационная система должна обеспечивать ведение картографических баз данных дорожной сети и инженерных сооружений, обеспечивать хранение и обработку пространственно привязанных данных, необходимых для задач управления, обновление и сопровождение электронных картографических данных.
ГИС должна формировать информационные ресурсы данных по запросам пользователей с отображением дорожных машин или другой информации, в том числе по архивным навигационным данным. Основными задачами ГИС в составе системы "Дортранснавигация" являются:
- обеспечение достоверными информационными ресурсами региональной администрации и региональных служб для долгосрочного планирования работ и направления инвестиций, а также для принятия решений о финансировании.
- обеспечение пространственной информацией специалистов ДЭП, выполняющих работы по содержанию и текущему ремонту дорог.
- контроль местоположения и движения дорожных машин.
Геоинформационная система отображения, обработки и хранения данных о местоположении дорожных машин обеспечивает получение, обработку и визуализацию информации о состоянии и местоположении ТС на картографических основах территории в реальном масштабе времени, для визуализации в виде электронных карт положения ТС для специалистов всех уровней системы управления.
Необходимо обеспечить возможность получения справки об объекте, отображаемом на видеограмме щелчком по значку транспортного средства на видеограмме левой кнопкой мыши. Должна появиться подсказка, дающая наиболее необходимую информацию по объекту (табельный, гаражный и гос. номера, а также информация о модели ТС и типе используемого бортового навигационного оборудования). Должна обеспечиваться возможность указания времени получения последних навигационных данных, по которым ТС отображается на видеограмме.