ГОСТ 33544-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Автомобильные транспортные средства
КОЛЕСА ДИСКОВЫЕ
Технические требования и методы испытаний
Motor vehicles. Wheel disc. Technical requirements and test methods
МКС 43.040.60
Дата введения 2017-04-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. N 81-П).
За принятие голосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Армгосстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
(Поправка. ИУС N 2-2020).
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 мая 2016 г. N 319-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33544-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты" (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2020 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на новые колеса дисковые, предназначенные для транспортных средств (далее - ТС) категорий , , и в соответствии с [1]. Настоящий стандарт не распространяется на оригинальные колеса.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 колесо: Вращающийся и передающий нагрузку узел (элемент), расположенный между шиной и ступицей. Колесо обычно состоит из двух основных частей:
- обода;
- центрального диска.
2.1.1 дисковое колесо: Неразборный узел (элемент), состоящий из обода и диска.
2.1.2 колесо со съемным ободом: Колесо, конструкция которого предусматривает разъемное соединение обода и диска.
2.1.2.1 составное колесо: Колесо, состоящее из двух и более элементов, каждый из которых включает в себя часть обода. Эти элементы после сборки образуют обод с двумя бортовыми закраинами, при этом разборка обода колеса в эксплуатации не допускается.
2.1.3 обод: Часть колеса, на которой монтируется и удерживается шина.
2.1.4 диск: Часть колеса, являющаяся соединительным элементом между ступицей и ободом и передающая нагрузки от обода колеса на ступицу.
2.2 тип колеса: Колеса, не имеющие различий в отношении следующих существенных характеристик:
- изготовитель колеса;
- обозначения размерности колеса;
- конструкционный материал;
- отверстия для крепления колеса;
- максимальная несущая способность;
- рекомендуемое давление в шине;
- метод изготовления;
- форма и размеры вентиляционных отверстий (окон).
2.3 оригинальные колеса: Колеса, включенные в состав сертифицированного ТС.
2.4 идентичные колеса: Колеса, не включенные в состав сертифицированного ТС, которые изготовлены на производственном оборудовании, использовавшемся изготовителем колес для комплектации серийно изготовляемых ТС. Такие колеса отличаются от оригинальных колес только отсутствием торговой марки предприятия-изготовителя ТС и отсутствием обозначения и дополнительных знаков, присвоенных колесу изготовителем ТС, либо являются точной копией колес, поставлявшихся для комплектации серийно изготовляемых ТС и включенных в состав сертифицированного ТС. По отношению к конструкции данные колеса полностью соответствуют оригинальным колесам, изготовленным для комплектации серийно изготовляемых ТС.
2.5 специальные колеса: Колеса, не являющиеся оригинальными и не отвечающие критериям идентичного колеса. При условии соответствия требованиям настоящего стандарта эти колеса могут быть использованы на ТС.
2.6 вылет обода: Расстояние от привалочной плоскости диска до центральной плоскости обода (см. рисунок 1).
1 - внутренняя поверхность колеса; 2 - обод; 3 - диск; 4 - отверстие для крепления
Рисунок 1 - Профиль колеса
2.7 динамический радиус: Радиус колеса с пневматической шиной под нагрузкой, соответствующей полной массе ТС в движении, определяемый как длина теоретической окружности качения шины с наибольшим диаметром, предписанная изготовителем колеса для применения на этом колесе, деленная на 2.
2.7.1 статический радиус: Расстояние от оси вращения неподвижного нагруженного нормальной нагрузкой колеса с пневматической шиной до плоской опорной поверхности.
2.8 техническая трещина: Разрыв материала глубиной более 1 мм, появляющийся в ходе динамических испытаний.
2.9 внутренняя поверхность колеса: Поверхность вращения, создаваемая внутренним профилем колеса (см. рисунок 1).
Документы для испытаний колеса должны быть представлены предприятием-изготовителем или его уполномоченным представителем:
3.1 Чертежи на колесо, достаточно детализированные для идентификации типа. На них должно быть также указано место, предназначенное для маркировки колеса.
3.2 Техническое описание, содержащее информацию, приведенную в приложении А.
3.3 Результаты анализа материалов в соответствии с 5.4 и приложением Б.
3.4 Образцы репрезентативных по отношению к заявленному типу колес для проведения лабораторных испытаний или протоколы испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.
Если колесо, представленное на испытания в соответствии с настоящим стандартом, удовлетворяет требованиям раздела 5, то колесо данного типа считают соответствующим требованиям настоящего стандарта.
5.1 Профиль обода должен соответствовать стандарту, указанному изготовителем колеса.
5.2 Профиль обода должен обеспечивать правильную посадку шины и воздушного вентиля для пневматических шин.
5.3 Колеса, предназначенные для бескамерных шин, должны обеспечивать сохранение давления воздуха.
5.4 Материалы, используемые для изготовления колес (кроме стальных), должны быть подвергнуты анализу в соответствии с приложением Б.
5.5 Колеса должны выдерживать испытания следующих видов:
5.5.1 Стальные колеса
5.5.1.1 Дисковые колеса:
- определение усталостной прочности при изгибе с вращением в соответствии с приложением Г;
- определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке в соответствии с приложением Д.
5.5.2 Колеса из алюминиевых сплавов
5.5.2.1 Дисковые колеса:
- определение усталостной прочности при изгибе с вращением в соответствии с приложением Г;
- определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке в соответствии с приложением Д. В случае существенного снижения толщины стенок (менее 3,5 мм) или больших диапазонов по толщине стенок лаборатория может потребовать проведения дополнительных испытаний;
- определение сопротивления колеса удару под углом:
а) 30° - в соответствии с приложением Е;
б) 13° - в соответствии с приложением Ж.
5.5.2.2 Колеса со съемным ободом:
- определение усталостной прочности при изгибе с вращением в соответствии с приложением Г;
- определение усталостной прочности при динамической радиальной нагрузке в соответствии с приложением Д;
- определение сопротивления колеса удару под углом:
а) 30° - в соответствии с приложением Е;
б) 13° - в соответствии с приложением Ж.