5.4.1 Обзор
Процессы жизненного цикла по ИСО/МЭК 12207 могут использоваться проектом по крайней мере в семи целях:
a) установить соглашения с организационными сущностями (объектами), внешними и внутренними к проекту, приобрести или поставлять продукцию или услуги (процессы соглашения);
b) гарантировать способность организации приобрести и поставлять продукцию или услуги через инициацию, поддержку и управление проектами (процессы организационного обеспечения проектов);
c) установить и разработать проектные планы, выполнять их, оценивать фактическое достижение и продвижение согласно планам и управлять проектом через выполнение (процессы проекта);
d) сотрудничать для удовлетворенности на одной или более стадиях жизненного цикла в достижении системных технических целей (технических процессов);
e) сотрудничать для удовлетворенности на одной или более стадиях жизненного цикла в достижении технических целей применительно к элементам программной системы (процессы реализации программных средств);
f) помогать с реализацией программных объектов как интегрирующей части для достижения цели, способствуя успеху и качеству программного проекта (процессы поддержки программных средств);
g) поддерживать способность организации к повторному использованию программных объектов с учетом границ проекта (процессы повторного применения программных средств).
Требование выполнения ИСО/МЭК 12207 не зависит от размера или сложности системы. Наряду с этим факторы, такие как, например, системные требования и замысел функционирования, затрагивают размер и сложность системы. Таким образом, выходные результаты и действия по ИСО/МЭК 12207 предназначены быть общими и применимыми к разработке любой программной системы из области назначения международного стандарта. На выполнение работ проекта могут воздействовать размеры и сложность системы, например, могут воздействовать выполняемые задачи для достижения результатов деятельности в процессе жизненного цикла системы или тип и форма рабочих продуктов процессов для их последующего применения.
5.4.2 Применение процессов соглашения на проект
5.4.2.1 Применение процесса приобретения
Процессы по ИСО/МЭК 12207 могут использоваться для достижения соглашения. Рисунок 17 иллюстрирует использование процессов соглашения в объединении с другими процессами жизненного цикла по ИСО/МЭК 12207. Соглашения могут быть между организациями, между проектами, а для реализации рабочих усилий - в пределах проекта. Такие случаи проиллюстрированы в 4.6.
Модель на рисунке 17 не предназначена для отражения всех возможных потоков процесса для достижения соглашения. Модель призвана показать, что у всех процессов ИСО/МЭК 12207 может быть роль в формировании соглашений, особенно формальных соглашений, которые могут быть обязательными по закону. Намного меньше формальностей, нежели в предложенной на рисунке 17 модели, ожидается, когда в пределах того же самого проекта соглашение использует отношения между людьми в подпроектах. Следующие положения на рисунке 17 в качестве приемлемых описывают процессный поток модели и ограничения.
Рисунок 17 - Применение процесса к форме формального соглашения
Процессы по ИСО/МЭК 12207 могут быть начаты с запроса на приобретение, такого как, например, формальный запрос на предложение или запрос в виде неформальной внутренней директивы для определенной работы, подлежащей выполнению. Это могло бы стать причиной формирования проекта для нового инженерного усилия или усилий в пределах проекта, если это связано с работой по проекту.
Рассмотрение и подготовка ответа на запрос на предложение могут быть поручены соответствующей команде или отдельному специалисту в зависимости от размера и сложности проекта. Для меньших проектов возможно назначение отдельного специалиста в качестве ответственного за подготовку ответа, выполнение работы и создание необходимых рабочих продуктов, которые в итоге будут поставлены.
Назначенная команда или отдельный специалист должны выполнить действия процесса поставки, соответствующего заключенному соглашению. Чтобы понять требуемые возможности для выполнения запрашиваемой работы, сначала команда или отдельный специалист должны сделать необходимое планирование на область стратегии для принятия усилий по подготовке к ответу. План должен включать перечень контрольных точек и критериев принятия решения для ответа с учетом целей организации или проекта, а также применимых инвестиционных критериев решений.
Чтобы решить, ответить ли на запрос на предложение или определить специфические особенности ответа, могут быть запланированы и выполнены технические процессы применительно к уровню структуры системы, соответствующей природе и размеру программной системы и стадии жизненного цикла программных средств. Кроме того, должны быть определены объемы работ, стоимость системы и степень удовлетворения требований в пределах данных ограничений. Применение технических процессов должно быть осуществлено в соответствии с планом, оценено и находиться под контролем с использованием соответствующих процессов проекта. Процессы организационного обеспечения проекта должны быть реализованы до такой степени, которая необходима для поддержки технических процессов, контроля выходных результатов и принятия соответствующего ответа.
При определении общих оснований для приобретающей стороны и поставщика в понимании требований проекта согласно уровню формальности следует использовать следующий перечень ожиданий:
a) требования к системе и услуге;
b) ожидаемые поставки;
c) реализация и прохождение контрольных точек;
d) условия приемки, исключений в обращении с процедурами; условия, требующие пересмотра соглашения; условия, требуемые для законного завершения соглашения; условия для наложения штрафов или выплаты премий и сроков оплаты;
e) права и ограничения, связанные с техническими данными, интеллектуальной собственностью, авторскими правами и патентами.