ГОСТ 33760-2016
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ
Методы контроля показателей развески
Railway rolling stock. Weighing data control methods
МКС 45.060
Дата введения 2017-02-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" (ВНИИНМАШ) и Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 29 марта 2016 г. N 86-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны | Код страны | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Туркмения | TM | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
(Поправка. ИУС N 1-2023).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2016 г. N 350-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33760-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2017 г.
5 Настоящий стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 55049-2012
________________
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2016 г. N 350-ст ГОСТ Р 55049-2012 отменен с 1 февраля 2017 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2023 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на железнодорожный подвижной состав и устанавливает методы контроля (определения) показателей развески единиц железнодорожного подвижного состава (далее - единиц ПС).
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 весы: Средство измерений, предназначенное для определения массы тела через силу тяжести, воздействующую на это тело.
2.2 взвешивание: Измерение массы тела с использованием эффекта действующих на него гравитационных сил.
2.3 грузовые вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки грузов, такие, как крытые вагоны, полувагоны, платформы, вагоны-цистерны, вагоны бункерного типа, изотермические вагоны, зерновозы, транспортеры, контейнеровозы, специальные вагоны грузового типа.
2.4 грузоприемное устройство: Часть весов, предназначенная для принятия нагрузки.
2.5 локомотив: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для передвижения по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов.
2.6 моторвагонный подвижной состав; МВПС: Моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и /или багажа, почты.
2.7 пассажирские вагоны: Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров и/или багажа, почтовых отправлений, такие, как почтовые, багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические, служебные, клубы, санитарные, испытательные и измерительные лаборатории, специальные вагоны пассажирского типа.
2.8 развеска: Распределение статических нагрузок от колес, колесных пар, тележек единицы ПС на рельсы.
2.9 специальный железнодорожный подвижной состав; СЖПС: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства, восстановления, ремонта и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и включающий в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие, как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и специальный железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железнодорожного транспорта.
2.10 статическая нагрузка: Вертикальная нагрузка от неподвижной единицы ПС, приходящаяся от колеса (колесной пары) на рельс(ы).
2.11 экипажная часть: Конструктивная часть единицы ПС, обеспечивающая ее движение по рельсовой колее и предназначенная для установки силового и вспомогательного оборудования, приводов, тормозной системы.
Для единиц ПС определяют следующие показатели развески:
- статическая нагрузка от колеса и (или) колесной пары на рельсы;
- масса единицы ПС;
- относительная разность статических нагрузок по колесам колесной пары единицы ПС;
- относительная разность статических нагрузок по осям в тележке для тележечной единицы ПС;
- относительная разность статических нагрузок по осям для двухосной единицы ПС;
- относительная разность статических нагрузок по сторонам единицы ПС;
- относительное отклонение фактического значения массы единицы ПС от проектного (номинального) значения, указанного в конструкторской документации (далее - КД);
- относительная разность статических нагрузок по тележкам вагона;
- поперечное смещение центра тяжести груза (для СЖПС).
Примечание - СЖПС, применяющий в конструкции экипажной части двухосные, трехосные, четырехосные тележки с опиранием кузова на подпятник;
- продольное смещение центра тяжести кузова вагона;
- поперечное смещение центра тяжести кузова вагона.
Номенклатура показателей развески, к которым регламентированы методы определения применительно к конкретным единицам ПС, приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Определяемые показатели развески
Единица ПС | Наименование проверяемых показателей | Номер пункта |
Локомотив | Статическая нагрузка от колеса (колесной пары) на рельсы, Н | 4.5.2 |
Относительная разность статических нагрузок по колесам колесной пары локомотива, % | 4.5.3 | |
Относительная разность статических нагрузок по осям в одной тележке локомотива, % | 4.5.3 | |
Относительная разность статических нагрузок по сторонам локомотива (секции локомотива), % | 4.5.4 | |
Относительное отклонение фактического значения массы локомотива от проектного, % | 4.5.5 | |
Мотор-вагонный подвижной состав | Статическая нагрузка от колеса (колесной пары) на рельсы, Н | 4.5.2, 4.5.7 |
Относительная разность статических нагрузок по колесам колесной пары вагона, % | 4.5.3 | |
Относительная разность статических нагрузок по осям в одной тележке вагона, % | 4.5.3 | |
Относительная разность статических нагрузок по сторонам вагона, % | 4.5.4 | |
Относительное отклонение фактического значения массы вагона от проектного, % | 4.5.5 | |
Самоходный СЖПС* | Статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, Н | 4.5.2 |
Относительная разность статических нагрузок по колесам колесной пары, % | 4.5.3 | |
При тележечной экипажной части: относительная разность статических нагрузок по осям в одной тележке, % | 4.5.6 | |
Относительное отклонение фактического значения массы единицы СЖПС от проектного, % | 4.5.5 | |
Самоходный** и несамоходный СЖПС | Статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, Н | 4.5.2 |
Относительное отклонение фактического значения массы единицы СЖПС от проектного, % | 4.5.5 | |
Допускаемое поперечное смещение центра тяжести груза, м | 4.5.6 | |
Грузовые и пассажирские вагоны | Статическая нагрузка от колеса (колесной пары) на рельсы, Н | 4.5.7 |
Относительная разность статических нагрузок по осям в одной тележке, % | 4.5.3 | |
Относительная разность статических нагрузок по сторонам вагона, % | 4.5.4 | |
Относительное отклонение фактического значения массы вагона от проектного, % | 4.5.5 | |
Относительная разность статических нагрузок по тележкам вагона, %*** | 4.5.10 | |
Поперечное и продольное смещение центра тяжести кузова (порожнего и груженого), м | 4.5.8, 4.5.9 | |
* СЖПС, в конструкции экипажной части которых не используют двухосные, трехосные, четырехосные тележки с опиранием кузова на подпятник. ** СЖПС, в конструкции экипажной части которых используют двухосные, трехосные, четырехосные тележки с опиранием кузова на подпятник. *** Показатель проверяют только для пассажирских вагонов. |