ГОСТ Р 56848-2015/ISO/TR 13054-1:2012
Группа П85
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информатизация здоровья
МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ СТАНДАРТОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ
Health informatics. Knowledge management of health informatization standards
OKC 35.240.80
Дата введения 2016-11-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации" (ЦНИИОИЗ Минздрава) и Федеральным бюджетным учреждением "Консультационно-внедренческая фирма в области международной стандартизации и сертификации "Фирма "ИНТЕРСТАНДАРТ" на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии документа, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 468 "Информатизация здоровья" при ЦНИИОИЗ Минздрава - постоянным представителем ISO ТС 215
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2015 г. N 2240-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному документу ISO/TR 13054-1:2012* "Информатизация здоровья. Менеджмент знаний стандартов информатизации здоровья" (ISO/TR 13054-1:2012 "Health informatics - Knowledge management of health information standards", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Международный документ разработан Техническим комитетом ИСО ТК 215 "Информационные технологии в здравоохранении" Международной организации по стандартизации (ISO).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
На сегодняшний день стандарты по информатике в области здравоохранения разрабатываются многими организациями, занимающимися стандартизацией. Это связано с проблемами внедрения медицинских информационных систем. Такие стандарты нацелены на продвижение более эффективных систем в последовательно развивающееся здравоохранение, что обеспечивает ряд преимуществ при предоставлении медицинских услуг в развитых и развивающихся странах. Также немаловажно, что эти стандарты могут быть доступны и понятны для разработчиков и специалистов по внедрению различных медицинских информационных систем.
В связи с наличием все возрастающего количества стандартов по информатизации здоровья и внедрением медицинских информационных систем возникает насущная потребность в поддержании различных категорий людей, которые должны быть осведомлены об этих стандартах. Это относится к разработчикам, специалистам по внедрению, специалистам по планированию, пользователям медицинских информационных систем, разработчикам стандартов по информатизации здоровья, а также разработчикам стандартов в других областях.
Ожидается, что повышение доступности подобных знаний:
- улучшит осведомленность разработчиков стандартов, в том числе в различных специальных областях;
- обеспечит более быстрое понимание и усвоение стандартов разработчиками систем;
- обеспечит лучшее, более объективное понимание роли и важности стандартов специалистами по внедрению стандартов и обычными пользователями медицинских информационных систем.
Выбор слова "информатика" (informatics), а не слова "информация" (information) связан с а) его использованием в названии ИСО/ТК 215 и б) признанием широкого значения слова "информатика", которое включает в себя вопросы менеджмента технологий и информации. Однако это слово менее знакомо в некоторых сообществах, работающих в областях, где стандарты обработки и управления информацией играют важную роль для успешной работы медицинских систем, например, системы обмена статистическими данными и метаданными (SDMX) для отчета о показателях здоровья. Эти стандарты также включены в содержание настоящего стандарта.
Настоящий стандарт вносит свой вклад в использование электронного взаимодействия при разработке и оценке стандартов. Кроме того, он направлен на обеспечение более тесного взаимодействия между разработчиками и пользователями стандартов.
Настоящий стандарт был разработан в полном соответствии с ИСО/ТР 14639 Health informatics - Capacity-based Health architecture roadmap, так как интегрированный подход, который он предоставляет, будет полезен для понимания роли различных стандартов в области обработки медицинской информации, а также сможет послужить проверкой применимости отдельных стандартов для стран, разрабатывающих системы медицинской информации и их политики. Также учитывается его возможное использование для обратной связи с разработчиками стандартов (отзывов).
Примечание - Поддержанный Всемирной организацией здравоохранения проект Реестра информационных стандартов с открытым доступом также вносит свой вклад в рассмотрение вопроса доступности стандартов в области обработки медицинской информации в развивающихся странах.
Настоящий стандарт описывает методику менеджмента знаний стандартов (МЗС) и метаданные для быстрой идентификации наличия стандарта по информатизации здоровья, его статуса разработки и связанной с ним Организации по Разработке Стандартов (ОРС). В частности, настоящий стандарт описывает основанную на знаниях методологию навигации для быстрого понимания контекстуальных ролей и целей стандарта, в том числе соотношения стандарта с другими стандартами, особенно для стандартов из одной и той же предметной области.
Настоящий стандарт также предоставляет информацию о проектировании инструментов для поддержания МЗС по информатизации здоровья.
Настоящий стандарт предназначен для использования:
a) разработчиками стандартов по информатизации здоровья и организациями по разработке и подготовке стандартов;
b) разработчиками, специалистами по внедрению и администраторами систем медицинской информации, клинических информационных систем и клинических систем поддержки принятия решений;
c) всеми пользователями клинических данных медицинских информационных систем, например: специалистами по статистике в медицине, врачами-исследователями, агентствами по здравоохранению, медицинскими страховщиками, страховыми компаниями по оценке рисков для здоровья, аналитиками данных и администраторами данных.
Возможные случаи применения настоящего стандарта включают в себя:
1) поддержку процесса освоения и контекстного понимания соответствующих стандартов специалистами по внедрению систем и разработчиками политики;
2) поддержку процесса освоения стандартов с теми, чьей целью является определить, какие стандарты существуют или не существуют для определенной области;
3) поддержку разработчиков стандартов и рабочих групп для идентификации предметных областей, в которых существуют слабые места, не охваченные существующими стандартами;
4) помощь в формулировке предложения по новому стандарту, для которого определяются области применения, не пересекающиеся с областями применения других стандартов и охватывающие всю необходимую часть предметной области;
5) помощь комитетам-членам (например, в ИСО) в верификации необходимости предлагаемого нового стандарта;
6) предоставление возможности специалистам по продвижению или обучению использованию стандартов разработать средства, которые будут непосредственно направлены на сферу деятельности соответствующих стандартов.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 концепт (concept): Единицы мышления, образованные с помощью абстрактного представления основных свойств, являющихся общими для ряда предметов.
[ENV 12443:1999]
2.2 общий подход (framework): Логическая структура для классификации и организации сложной информации.
[FEAF:1999]
2.3 менеджмент знаний (knowledge management): Ряд практик, используемых организациями для идентификации, создания, представления и распространения знаний с целью поддержки процессов обучения и принятия решений.
2.4 зрелость (информационной системы) (maturity): Состояние системы, представляемое специальными характеристиками и поведением, которые в результате их преобразования или доработки позволяют системе работать лучше, в соответствии с поставленными задачами.
Примечание - Адаптировано из OSIMM.
2.5 модель зрелости (maturity model): Средства и мера оценивания и определения текущего состояния зрелости.
Примечание - Адаптировано из OSIMM.
2.6 онтология (ontology): Совокупность концептов, по которым можно сделать разумное суждение.
Примечание - Адаптировано из ИСО/ТС 17117.
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
СМЗС - Система менеджмента знаний стандартов;
СИЗ-ИЗ - Стандарты по информатизации здоровья - источник знаний.
В 2008 году совместный инициативный комитет, в работе которого участвовали представители различных организаций по разработке стандартов, определил необходимость создания методов и средств для того, чтобы вся информация о существующих и разрабатываемых стандартах по информатизации здоровья в различных организациях по разработке стандартов была доступна в одном источнике. После выявления необходимости создания единого глоссария (классификатора) на основе СМЗ создан Интернет-портал www.skmtglossary.org, разработанный в рамках ISO/TC 215.
Начальной точкой при разработке стандартов по информатизации здоровья в ISO/TC 215 и CEN/ТC 251, при сотрудничестве с другими организациями по разработке стандартов, такими как HL7 и IHTSDO, является формирование единого общего глоссария по информатизации здоровья. Подход МЗС является всеохватывающим и не исключает, например, стандарты, разработанные определенными странами и вносящие свой вклад во всеобщее знание стандартов по информатизации здоровья.
Основной целью является выявить пробелы в существующих стандартах, определить направления разработки и применения новых стандартов, а также расширить сотрудничество между разработчиками стандартов и пользователями стандартов.
Менеджмент знаний имеет два основных компонента - обучение и принятие решений. Эти компоненты зависят от определенных контекстов и оказывают влияние как на отдельные личности, так и на группы, занимающиеся коллективной работой. Менеджмент знаний имеет циклический характер - обучение изменяет решения, а результаты этих решений приводят к дальнейшему обучению.
Задачи менеджмента знаний включают в себя:
- доступ к знаниям;
- понимание знаний, относящихся к интересу, образованию и опыту;
- качество представления знаний и ясность указанных базовых характеристик;
- восприимчивость к обратной связи (отзывам) и критике;
- соответствующее сопровождение.
4.3.1 Общие положения
Знания в документе должны быть логически выстроены таким образом, чтобы они были доступны для понимания пользователями этого документа. Поиск в документе обеспечивается благодаря индексации знаний, включая поиск по словам, ключевым словам, терминам и темам.
Некоторые знания организованы в базы данных.
Информатизация здоровья, несомненно, "заинтересована" в стандартизации терминологии и создании взаимосвязи между концептами и соответствующими значениями. Данная сфера является областью активных исследований здравоохранения и биоинформатики. Знания, найденные в стандартах, состоят не только из ценных крупиц дискретной информации, которым можно дать имена для их относительно независимого и тщательного изучения, но и из детальных описаний, обеспечивающих контекст и интерпретацию. Таким образом, больше смысла имеет наличие возможности ссылаться на определенную область знаний или тему, в то же время предоставляя контекстуальную информацию, которая может быть предоставлена различными путями, гарантируя при этом, что она предоставляется обоснованно для того пользователя, который ее искал.
4.3.2 Онтологии и общие подходы
4.3.2.1 Общие положения
Области знаний могут быть представлены в виде онтологий, то есть в виде формальной модели, представляющей эти области и их отношения. Согласно 5.2 создание модели взаимоотношений между областями знаний возможно, но смоделировать детальное содержание указанных областей данных сложно. Основным критерием выбора онтологической модели является ее пригодность для практического применения широкой группой лиц, а также ее способность быстро охватить область знаний, обеспечивая при этом понимание роли этой области знаний по отношению ко всем остальным областям. Эта модель имеет визуальное представление, воспринимаемое человеком, который хочет исследовать знания, охваченные данной моделью. Например, онтология дома имеет такие компоненты, как дом с кухней, спальней и т.д., а также сад с бассейном, гаражом и т.д. Каждый компонент, при этом, может иметь свои подонтологии (онтологии более низкого уровня), например, в кухне есть раковина, рабочий кухонный стол и т.д. Предположим, что появился интерес в строительных материалах и их размещении. В этом случае может быть полезна другая онтология, предназначенная для материалов, например водопроводная система, кирпичная кладка, деревянные конструкции, краска и т.д. В данном случае каждый компонент также может иметь свои подонтологии для свойства, цвета или цены красок.