5.3.1 Определение потерь
Организация должна выявлять потери при осуществлении действий, операций и процессов [3]. К основным видам потерь относятся:
1) перепроизводство - продукт/услуга производится в большем объеме, чем требуется заказчику;
2) избыток запасов - хранение любых запасов в количестве, превышающем минимально необходимое;
3) транспортировка - избыточное движение материалов;
4) задержки - большие простои между этапами производства продукта/выполнения услуги;
5) дополнительная обработка - избыточная обработка/действия из-за несоответствующих инструментов или плохой конструкции продукта (из-за несоответствующего планирования и проектирования услуги);
6) перемещения - избыточные движения человека, потери при подборе материалов, поиске компонентов, инструментов, информации, документов;
7) дефекты - доработка и отбраковка несоответствующей продукции/ненадлежащее выполнение услуги.
Выявленные потери организации должны быть разделены на две группы. К первой группе относятся потери, на которые организация не может воздействовать и устранить их на текущий момент времени (вынужденные потери). Ко второй группе относятся потери, на которые организация может воздействовать и устранить их (устранимые потери).
5.3.2 При выявлении потерь и их причин организации следует использовать следующие основные методы и инструменты СМБП:
- картирование потока создания ценности (ГОСТ Р 56407);
- наблюдение;
- хронометраж;
- нормирование операций;
- фотография рабочего времени;
- стандартизация работы (ГОСТ Р 56407);
- сбор и анализ информации, в том числе статистических данных;
- интервьюирование персонала;
- диаграмма Исикавы;
- диаграмма Паретто
и другие.
5.3.3 По результатам анализа потерь и их причин организация должна разработать и реализовать мероприятия по их устранению.
При реализации мероприятий по устранению потерь и их причин организации следует использовать следующие основные методы и инструменты СМБП:
- стандартизация работы;
- организация рабочего пространства (5S), (ГОСТ Р 56906);
- быстрая переналадка (SMED);
- всеобщее обслуживание оборудования (ТРМ);
- защита от непреднамеренных ошибок (Poka-Yoke);