В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 блок тормозной: Пневмомеханическое устройство, предназначенное для преобразования давления сжатого воздуха в силу нажатия на тормозные колодки (блок тормозной колодочный) или накладки (блок тормозной с клещевым механизмом дискового тормоза) с автоматическим поддержанием постоянного зазора между колодками (накладками) и колесами (дисками) при их износе.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2 воздухораспределитель: Устройство (или комплекс устройств), предназначенное для управления давлением сжатого воздуха в тормозном цилиндре в зависимости от изменения давления в тормозной магистрали автоматического пневматического тормоза.
Примечание - Грузовой воздухораспределитель может иметь до трех грузовых режимов включения, отличающихся величиной максимального давления в тормозном цилиндре ("Порожний", "Средний", "Груженый"), а также два режима отпуска: бесступенчатый ("Равнинный") и ступенчатый ("Горный").
Пассажирский воздухораспределитель может иметь до двух режимов отпуска - бесступенчатый и/или ступенчатый, а также режимы, при которых реализуется разное время наполнения сжатым воздухом тормозного цилиндра при торможении и выпуска воздуха из него при отпуске (например "Короткосоставный"/"Длинносоставный" или "Грузовой"/"Пассажирский").
3.3 давление зарядное: Установившееся давление в тормозной магистрали при поездном положении органа управления крана машиниста и полностью заряженной тормозной системе поезда.
3.4 давление сверхзарядное: Повышенное давление в тормозной магистрали по сравнению с зарядным давлением.
3.5 тормозной цилиндр: Пневмомеханическое устройство, предназначенное для преобразования давления сжатого воздуха в силу нажатия на тормозные колодки (накладки).
3.6 запасный резервуар: Резервуар, предназначенный для содержания запаса сжатого воздуха, необходимого для наполнения тормозного цилиндра (тормозного резервуара).
3.7 уравнительный резервуар: Резервуар крана машиниста, выполняющий функцию задатчика величины и темпов изменения давления в тормозной магистрали.
3.8 кран машиниста: Устройство или комплекс устройств, предназначенное для управления автоматическими пневматическими тормозами: зарядки тормозной магистрали, поддержания в ней зарядного давления и управления изменением давления в тормозной магистрали поезда или отдельного локомотива.
Примечание - Кран машиниста универсальный имеет следующие положения органа управления: "зарядка и отпуск"; "поездное"; "перекрыша с питанием"; "перекрыша без питания"; "служебное торможение"; "экстренное торможение". Положение "зарядка и отпуск" предназначено для временного повышения давления сжатого воздуха в тормозной магистрали до величины, превышающей установленное зарядное давление.
Положение "поездное" предназначено для автоматического поддержания установленного зарядного давления в тормозной магистрали, а также перехода с повышенного давления сжатого воздуха в тормозной магистрали на зарядное давление.
При положении "перекрыша без питания" восстановление утечек сжатого воздуха из тормозной магистрали не происходит.
Положение "перекрыша с питанием" предназначено для поддержания в тормозной магистрали установленного давления независимо от утечек сжатого воздуха из тормозной магистрали.
Положение "служебное торможение" предназначено для снижения давления сжатого воздуха в тормозной магистрали.
Положение "экстренное торможение" предназначено для прямого сообщения тормозной магистрали с атмосферой через кран машиниста со снижением давления сжатого воздуха в тормозной магистрали до нулевого значения. Применяют в случае необходимости экстренной остановки.
Кран машиниста с автоматическими перекрышами имеет положения органа управления: "поездное"; "служебное торможение"; "экстренное торможение".
В кране с автоматическими "перекрышами" зона служебных торможений имеет плавное регулирование изменения давления в тормозной магистрали или не менее 4 фиксированных положений с фиксированными величинами давлений в тормозной магистрали или в управляющем резервуаре. При этом каждое последующее положение имеет большую величину снижения давления сжатого воздуха в тормозной магистрали.
3.9 ступенчатое торможение или отпуск: Последовательное снижение или повышение давления сжатого воздуха в тормозной магистрали ступенями с выдержкой каждой из них.
3.10 тормоз автоматический пневматический: Комплекс устройств, располагаемый на подвижной единице и обеспечивающий наполнение тормозных цилиндров при снижении давления в тормозной магистрали ниже зарядного давления.
3.11 накладка тормозная: Плоский фрикционный элемент системы дискового тормоза, взаимодействующий при торможении с тормозным диском.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.12 диск тормозной: Элемент фрикционной пары дискового тормоза, устанавливаемый на оси или на колесе колесной пары и предназначенный для преобразования кинетической энергии подвижного состава в тепловую при торможении за счет трения по диску прижимаемых к нему накладок.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.13 клещевой механизм дискового тормоза: Рычажный механизм для передачи усилия от пневматической части на накладки с двух сторон тормозного диска.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).