4.3.1 Испытания по определению параметров микроклимата в теплый период года проводят при температуре наружного воздуха по 4.1.3а) и 4.1.3в).
4.3.2 При невозможности обеспечить максимальную температуру наружного воздуха по 4.1.3а) испытания проводят при температуре наружного воздуха, отличной от максимальной, но не ниже 26°С.
В этом случае осуществляют оценку возможности достижения нормативного значения температуры воздуха в помещении при максимальной температуре наружного воздуха для теплого периода года на основании результатов испытаний по определению показателей эффективности системы охлаждения (см. 5.5.2, 5.5.3, приложение Д).
4.3.3 Испытания локомотивов и моторвагонного подвижного состава (МВПС), самоходного специального подвижного состава (СПС) проводят при движении по железнодорожному пути со скоростью, составляющей не менее 20% от конструкционной скорости.
Испытания несамоходного СПС проводят на стоянке.
Допускается проведение испытаний в климатической камере.
Примечания
1 Подготовительный период испытаний (см. 4.3.5) может быть проведен на стоянке.
2 Климатическая камера в силу ее оснащения комплексом оборудования, позволяющего создавать различные температурно-влажностные режимы и программы их изменения, моделировать солнечную радиацию и внутреннюю тепловую нагрузку (от пассажиров), формировать набегающий поток воздуха (имитирующий скорость движения подвижного состава), а также производить автоматическую регистрацию значений параметров микроклимата в помещении, обладает возможностями проведения всех испытаний в соответствии с настоящим стандартом в отличие от тепловой (холодильной) камеры, возможность использования которой ограничена испытаниями по определению показателей эффективности систем обеспечения микроклимата (см. 5.2.3, 5.3.1).
4.3.4 Условия солнечного излучения и тепловая нагрузка
4.3.4.1 Испытания, кроме проводимых по 4.1.3в), проводят в солнечную погоду с 12 до 16 ч местного времени.
Примечание - При проведении испытаний в климатической камере имитация солнечного излучения (инсоляции) проводится с использованием оборудования по 4.5.10, а скорости движения подвижного состава - с использованием специального штатного оборудования камеры, создающего обдув, по мощности соответствующий скорости по 4.3.3.
4.3.4.2 Испытания на стоянке (несамоходного СПС) и испытания с имитацией движения (см. 4.3.3) в климатической камере проводят с использованием вспомогательного оборудования, моделирующего тепловую нагрузку от находящихся в помещении людей. Тепловая нагрузка имитирует тепловыделение людей, находящихся в помещении в штатных условиях эксплуатации. Величина тепловой нагрузки, Вт, определяется по приложению А. Имитируют две составляющие тепловыделения человека: физическое (явное или ощутимое) и влажное (скрытое) тепло. Для имитации физического и влажного тепла следует использовать оборудование в соответствии с 4.5.9.
Примечания
1 Физическое тепло, генерируемое оборудованием, производящим пар, должно быть включено в общий объем физического тепла.
2 Испытания в движении вне климатической камеры проводят без тепловой нагрузки.
4.3.4.3 Число людей в помещениях для определения величины тепловой нагрузки принимается равным штатному количеству обслуживающего персонала и (или) количеству пассажиров при расчетной населенности в соответствии с технической документацией на объект испытаний.
Примечание - Расчетная населенность определяется в салонах подвижного состава дальнего сообщения числом мест для размещения сидя, в салонах пригородного подвижного состава к указанному числу добавляется число стоящих пассажиров из расчета 3 чел/м свободной площади салона.
4.3.5 Процесс испытаний разделяется на два периода:
- подготовительный период испытаний - период предварительного охлаждения помещения (охлаждения или нагрева в испытаниях по 4.1.3в) в течение промежутка времени, определяемого по 4.6.1.6 (но не менее 40 мин);
- основной период испытаний - период контрольных измерений показателей микроклимата.
Продолжительность основного этапа испытаний при измерении температуры воздуха (в каждой контрольной точке помещения):
а) не менее 2 ч с периодичностью не реже чем через 1 мин;
б) не менее 4 ч с периодичностью не реже чем через 5 мин.
4.3.6 В течение всего периода испытаний штатная система кондиционирования должна функционировать с соблюдением требований, установленных в технической документации на объект испытаний для соответствующего периода года:
а) по производительности системы подачи наружного воздуха, соответствующей температурному режиму испытаний (см. 4.1.3);
б) по заданному (установленному для автоматического поддержания) значению температуры воздуха в помещении в зависимости от температуры наружного воздуха.
При отказе системы или неисправности ее элементов, иных нарушениях установленных режимов функционирования испытания должны быть прекращены, причины должны быть зафиксированы документально (акт, протокол).
4.3.7 До проведения испытаний уточняют расположение в помещении всех элементов оборудования системы кондиционирования (в том числе, раздачи обработанного воздуха), а также основные характеристики оборудования системы (наименование, тип, модель, модификацию, наименование изготовителя, производительность) согласно сопроводительной документации с последующей фиксацией в протоколе испытаний.