Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33463.1-2015 Системы жизнеобеспечения на железнодорожном подвижном составе. Часть 1. Методы испытаний по определению параметров микроклимата и показателей эффективности систем обеспечения микроклимата

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 микроклимат помещения: Состояние внутренней среды помещения, оказывающее воздействие на человека, характеризуемое показателями температуры воздуха и ограждающих конструкций, влажностью и скоростью движения воздуха.

3.2

кондиционирование воздуха: Обеспечение в помещении требуемого температурно-влажностного и воздушного режимов.

Примечание - Кондиционирование воздуха может обеспечивать в помещении требуемые: температуру, относительную влажность, чистоту, скорость движения, давление, скорость изменения давления, а также газовый, ионный и бактериологический составы воздуха.


[ГОСТ 22270-76, пункт 1 приложения 1]

3.3 перепад температуры воздуха по высоте: Разница между температурами воздуха на высоте 1500 мм и 150 мм от уровня пола.

3.4 перепад температуры воздуха по длине помещения: Разница между температурами воздуха, измеренными в двух крайних поясах слева и справа от центра помещения на высоте 1500 мм от уровня пола.

Примечание - Помещения большого объема (более 15 м): кабины, пассажирские салоны, служебные и бытовые помещения в целях определения точек (мест) измерения показателей микроклимата схематично разбиваются по длине на зоны. Границы зоны лежат в плоскости поперечного сечения вагона и обозначаются как "пояса".

3.5 перепад температуры воздуха по ширине помещения: Разница между температурами воздуха справа и слева от продольной плоскости симметрии помещения подвижного состава на высоте 1500 мм от уровня пола, измеренными в одном поперечном сечении (поясе).

3.6 салон: Отделенная перегородками часть вагона (или весь вагон при исполнении вагона без тамбура), с местами для размещения пассажиров или работников железнодорожного транспорта (при перевозке последних к месту проведения работ и обратно), оборудованная системами обеспечения микроклимата.

Примечание - Поскольку порядок и точки измерения в салонах моторвагонного подвижного состава (с местами для размещения пассажиров) и в салонах специального железнодорожного подвижного состава (с местами размещения работников железнодорожного транспорта при перевозке их к месту проведения работ и обратно) совпадают, далее по тексту применяется только термин "места размещения пассажиров" (или "место пассажира"). При этом понимается, что все измерения в салонах специального железнодорожного подвижного состава проводятся аналогичным образом. Такое обобщение, примененное в настоящем стандарте, не имеет отношения к нормированию параметров микроклимата в соответствующих помещениях.

3.7 система обеспечения микроклимата помещений железнодорожного подвижного состава (СОМ): Часть системы жизнеобеспечения, представляющая собой комплекс технических средств и конструктивно-планировочных решений, обеспечивающий формирование и автоматическое поддержание параметров микроклимата в допустимых пределах.

Примечание - СОМ включает оборудование системы кондиционирования воздуха (СКВ), обеспечивающее отопление, вентиляцию и охлаждение воздуха, а также конструктивное исполнение ограждений помещений в части теплоизоляции и герметичности.


Оборудование СКВ включает установки кондиционирования (кондиционеры) с функциями отопления, вентиляции, охлаждения, отопительное оборудование (тип отопления - электрическое, водяное, жидкостное), оборудование, обеспечивающее регулируемый воздухообмен. Установки кондиционирования (кондиционеры) с функциями отопления, отопительное оборудование (отопительные группы оборудования), включая оборудование для подогрева пола, панелей, ограждающих конструкций, составляют основу системы отопления (подогрева), а установки кондиционирования (кондиционеры) с функциями охлаждения воздуха составляют основу системы охлаждения.

3.8 тамбур (вагона): Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных помещений

Примечание - При отсутствии тамбура зона в непосредственной близости от входной двери в салон определяется как "тамбурная зона".

3.9

теплый период года: Период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха выше 10°С.

[ГОСТ 12.1.005-88, пункт 10 приложения 1]

3.10

холодный период года: Период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной плюс 10°С и ниже.

[ГОСТ 12.1.005-88, пункт 9 приложения 1]

3.11 техническая документация на объект испытаний: Техническое задание (ТЗ), технические условия (ТУ), конструкторская и эксплуатационная документация, содержащая требования к конкретному типу подвижного состава (объекту испытаний).

3.12 эффективность системы обеспечения микроклимата (СОМ): Способность СОМ обеспечить нормируемые параметры микроклимата при максимальной и минимальной температурах наружного воздуха (для теплого и холодного периода года в регионе эксплуатации объекта испытаний в соответствии с техническим заданием или техническими условиями на подвижной состав), а также нормируемые параметры точности поддержания температуры воздуха.