Статус документа
Статус документа

РБ-039-07 Руководство по безопасности "Обеспечение безопасности при транспортировании радиоактивных материалов (справочный материал к Правилам безопасности при транспортировании радиоактивных материалов, НП-053-04)"

     4.1. Общие положения

4.1.1-С1. Установленный в НП-053-04 перечень сертификатов-разрешений, выдаваемых ГКО, отличается от аналогичного перечня, рекомендуемого в Правилах МАГАТЭ-96. Дополнительно в НП-053-04 требуется получение сертификатов-разрешений на конструкцию упаковок типа A, а также сертификатов-разрешений на перевозку промышленных упаковок типа ПУ-2 и типа ПУ-3.

4.1.1-С2. Требования к утверждению в Правилах ранжированы в соответствии со степенью опасности перевозимых РМ. Утверждение предусматривается для получения гарантий того, что конструкция отвечает соответствующим требованиям и что требуемые меры контроля безопасности адекватны условиям страны и перевозки. Поскольку транспортные операции и условия перевозки отличаются для различных стран, подход, использующий "многостороннее утверждение", обеспечивает возможность для каждого компетентного регулирующего органа удостовериться, что перевозка будет производиться должным образом с учетом всех особенностей национальных условий (п.204.1 TS-G-1.1).

4.1.1-С3. Концепция многостороннего утверждения применяется для перевозок, где возникает такая задача. Это означает, что к утверждению привлекаются только те компетентные органы, юрисдикции которых непосредственно касается конкретная перевозка. Незапланированные отклонения, возникающие в процессе перевозки и приводящие к необходимости въезда в страну, где такая перевозка не была предварительно утверждена, при возникновении потребуют индивидуального подхода. По этой причине определение многостороннего утверждения ограничено странами "через территорию которых или на территории которых транспортируется груз" и исключает страны, над территорией которых перевозка осуществляется воздушным путем. Страны, через которые перевозка осуществляется воздушным путем, часто не известны до тех пор, пока самолет не поднимется в воздух и не получит разрешение на полет. В том случае, если посадка самолета в стране запланирована, концепция многостороннего утверждения предусматривает утверждение перевозки компетентным органом данной страны (п.204.2 TS-G-1.1).

4.1.1-С4. Пользователи Правил должны быть осведомлены о том, что государство - член МАГАТЭ в соответствии с национальными правилами может потребовать получения дополнительного утверждения со стороны своего компетентного органа для любого РМ особого вида, упаковки типа B(U) и типа C, которые должны использоваться для перевозки по его территории даже в том случае, если конструкция уже была утверждена в другой стране (п.204.3 TS-G-1.1).

4.1.1-С5. Полагается, что для одностороннего утверждения Правила учитывают условия перевозки, которые могут встречаться в любой стране. Соответственно требуется только утверждение компетентным органом страны происхождения конструкции (п.205.1 TS-G-1.1).

4.1.1-С6. Если требуется утверждение компетентного органа, этому органу следует (по применимости) выполнять независимую оценку в отношении: РМ особого вида или РМ с низкой способностью к рассеянию; упаковок, содержащих 0,1 или более килограммов UF; упаковок, содержащих делящиеся материалы; упаковок типа B(U) и типа B(M); упаковок типа C; специальных условий; определенных перевозок; программ радиационной защиты для судов специального назначения; а также не указанных величин и , неуказанных концентраций активности материалов, на которые распространяется изъятие, и не указанных пределов активности грузов, на которые распространяется изъятие (п.802.2 TS-G-1.1).

4.1.1-С7. Рассматривая требование о выдаче сертификатов-разрешений ГКО для упаковок, сконструированных для делящихся материалов, следует отметить, что п.2.12.2 Правил исключает некоторые упаковки из этого требования, применяемого специально для делящихся материалов. Однако все соответствующие требования, которые применяются к радиоактивным (не свойствам делимости), к свойствам содержимого упаковки применяются.

4.1.1-С8. В отношении требования утверждения компетентным органом упаковок, сконструированных для делящихся материалов, отмечено, что п.2.12.2 НП-053-04 (п.672 Правил МАГАТЭ-96) освобождает определенные упаковки от действия требований, применяемых непосредственно к делящимся материалам. Однако все уместные требования, относящиеся к радиоактивным, не связанным с процессом деления свойствам содержимого упаковки, остаются в действии (п.802.3 TS-G-1.1).

4.1.1-С9. Отношения между компетентным органом и заявителем должны быть четко определены. Это обязанность заявителя "доказать правоту", продемонстрировать соблюдение соответствующих требований. Обязанностью компетентного органа является рассудить, адекватно или нет демонстрирует предоставленная информация такое соблюдение. Компетентному органу следует иметь возможность проверки утверждений, расчетов и оценок, сделанных заявителем, даже, если необходимо, путем выполнения независимых расчетов или испытаний. Однако ему не следует "доказывать правоту" вместо заявителя, потому что в этом случае компетентный орган попадает в трудное положение, будучи одновременно "адвокатом" и "судьей". Тем не менее это не запрещает компетентному органу неформально, без взятия на себя обязательств консультировать заявителя по вопросам типа того, каким представляется приемлемый способ демонстрации выполнения требований (п.824.4 TS-G-1.1).

4.1.1-С10. Заявителю следует обращаться к компетентному органу на этапе предварительного конструирования для обсуждения применения соответствующих принципов конструирования и установления как процедуры утверждения, так и действий, которые следует выполнять (п.802.6 TS-G-1.1).

4.1.1-С11. Опыт показывает, что многие заявители направляют свою первую заявку для условий конкретной и срочной потребности, являющейся достаточно узкой по области распространения, а позднее делают несколько запросов по изменению сертификата-разрешения, пытаясь расширить область его применения, чтобы использовать упаковочный комплект для других типов материала и (или) перевозок. По мере возможности, заявителей следует поощрять к формированию их первого запроса в виде общего случая, предваряющего и охватывающего их будущие потребности. Это заставит процедуру "заявка-утверждение" работать более эффективно. В некоторых случаях обоюдную пользу будущему заявителю и компетентному органу принесет обсуждение предполагаемой заявки в общих чертах до ее официального направления в детальном виде (п.802.7 TS-G-1.1).

4.1.1-С12. Другая информация дана в приложении II к документу МАГАТЭ Серии изданий по безопасности N 112 [12] (п.802.8 TS-G-1.1).

4.1.1-С13. НП-053-04 не предусматривают централизованного согласования и утверждения конструкций и перевозок РМ в освобожденных упаковках и промышленных упаковках типа ПУ-1 в связи с малой потенциальной опасностью перевозок таких упаковок. Считается, что достаточно той ответственности за обеспечение выполнения требований НП-053-04, которую несут разработчики, изготовители, пользователи упаковочных комплектов, а в конечном счете грузоотправители, и контроля со стороны надзорных и других государственных органов за выполнением соответствующих требований Правил и других документов (например, условий действия соответствующих лицензий).

4.1.1-С14. В соответствии с НП-053-04 утверждению подлежат только конструкции упаковок, а не сами изготовленные упаковочные комплекты и их содержимое. Для достижения уверенности, что изготовленные упаковочные комплекты будут соответствовать утвержденной конструкции, в рамках рассмотрения заявок на получение сертификатов-разрешений подлежат рассмотрению соответствующие программы обеспечения качества при изготовлении и эксплуатации упаковочных комплектов.

4.1.1-С15. Положения, изложенные в данном разделе НП-053-04, относятся к порядку согласования и получения разрешения на конструкции и перевозки только с точки зрения соответствия требованиям НП-053-04. Необходимость других согласований, утверждений, получения разрешений и т.д. определяется правилами перевозки грузов (или опасных грузов). Однако при этих согласованиях, утверждениях и т.д. не должны предъявляться дополнительные требования по сравнению с НП-053-04 по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.

4.1.1-С16. Согласование и утверждение конструкций упаковок, перевозок РМ и других вопросов в соответствии с НП-053-04 не снимает ответственности с грузоотправителей за обеспечение безопасности перевозок РМ и их последствий согласно действующему законодательству.

4.1.2-С1. Порядок выдачи сертификатов-разрешений, а также ведение их реестра определяется совместно ГКО, органами государственного регулирования безопасности и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

4.1.2-С2. Для выполнения различных функций от имени государства в НП-053-04 указаны несколько федеральных органов исполнительной власти. Это органы государственного управления использованием атомной энергии, органы государственного регулирования безопасности, федеральные органы исполнительной власти в области транспорта. В положениях об этих федеральных органах исполнительной власти, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации, указано на выполнение ими определенных функций компетентного органа. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. N 204 утверждено Положение о Государственном компетентном органе (ГКО) по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, а также определено, что функции ГКО выполняет Минатом России (в настоящее время - Росатом). В этом Положении приведен перечень функций ГКО.

4.1.2-С3. Заявки на выдачу сертификатов-разрешений должны включать всю необходимую информацию, на основании которой ГКО и другие федеральные органы исполнительной власти (согласующие сертификат) могут убедиться, что конструкция упаковки и условия перевозок соответствуют требованиям НП-053-04. Практически вся требуемая информация обычно входит в состав конструкторской документации. В то же время некоторым вопросам, как показывает опыт рассмотрения конструкторской документации на упаковочные комплекты и опыт подготовки сертификатов-разрешений при разработке упаковочных комплектов, уделяется недостаточное внимание.

4.1.2-С4. При разработке упаковочных комплектов и в соответствующей документации недостаточно рассматриваются и оцениваются данные о свойствах и параметрах радиоактивного содержимого, для которого разрабатывается упаковочный комплект. Практически не приводится информация об источниках получения этих данных и степени их надежности (отчеты об исследованиях и испытаниях). В то же время радиоактивное содержимое является неотъемлемой частью конструкции упаковки и в значительной мере определяет ее безопасность. Без подробной информации о свойствах и параметрах радиоактивного содержимого и надежности этих данных не может быть уверенности в безопасности конструкции упаковки.

4.1.2-С5. При разработке конструкции и в заявке на получение сертификата-разрешения необходимо иметь пояснительную записку, которая помогает последовательно и всесторонне оценивать соответствие конструкций именно требованиям НП-053-04. В такой записке должен быть приведен полный перечень требований к конструкции в соответствии с НП-053-04 и по каждому пункту кратко описаны способы доказательства и основные результаты, а также дана ссылка на более детальные документы, прилагаемые к заявке.

4.1.2-С6. В настоящее время при разработке упаковочных комплектов недостаточно внимания уделяется разработке программ обеспечения качества в ходе изготовления и эксплуатации упаковки. В то же время без таких программ не может быть уверенности, что изготовленные и эксплуатируемые упаковки соответствуют требованиям НП-053-04.

Принятая при разработке упаковочных комплектов система указания контрольных операций, проверок и т.д. на чертежах не дает возможности всесторонней и системной оценки степени надежности обеспечения качества. В частности, при этом не выделяются вопросы по степени их важности для безопасности. В материалах МАГАТЭ и ИСО приводятся детальные рекомендации по разработке системы обеспечения качества для упаковок и соответствующего специального документа для каждой конструкции упаковки.

4.1.2-С7. Полный перечень нормативно-технической документации, требованиям которой должна соответствовать конструкция, позволяет всесторонне оценивать назначение конструкции и ее элементов, что исключит ненужные вопросы и т.д.

4.1.2-С8. Другие рекомендации по подготовке заявок на получение сертификатов-разрешений различных типов изложены ниже.

4.1.2-С9. Конструкция РМ особого вида должна получать одностороннее утверждение компетентного органа до перевозки, в то время как конструкция для материалов с низкой способностью к рассеянию требует многостороннего утверждения. Пункт 803 Правил МАГАТЭ-96 определяет минимальный объем информации, который должен быть включен в заявку на утверждение (п.803.1 TS-G-1.1). Аналогичные требования должны быть включены в российские нормативные документы, определяющие порядок выдачи сертификатов-разрешений. См. также соответствующие справки ниже в отношении требований к заявкам на получение сертификатов-разрешений (сертификатов об утверждении согласно Правилам МАГАТЭ).

4.1.2-С10. Утверждение упаковок, сконструированных для перевозки неделящегося и делящегося освобожденного гексафторида урана в количествах, превышающих 0,1 кг, является новым требованием, введенным в издание Правил МАГАТЭ-96 и в НП-053-04. Поскольку в это издание Правил введены специальные требования к конструкции и испытаниям, стало необходимым потребовать сертификацию. Так, была включена новая категория для идентификации упаковок, а сертификация конструкции упаковок, требующих многостороннего утверждения, согласно Правилам МАГАТЭ-96, потребуется на три года раньше, чем будет сертификация односторонне утверждаемых конструкций упаковок. Этот шаг был предпринят для того, чтобы гарантировать, что те конструкции, которые не удовлетворяют всем требованиям, раньше вовлекаются в процесс сертификации (п.805.1 TS-G-1.1).

4.1.2-С11. Информация, представленная заявителем согласно пп.810.a) и b) Правил МАГАТЭ-96, позволяет компетентному органу оценивать последствия отсутствия соответствия конструкции типа B(M) требованиям к типу B(U), а также определять, достаточны ли предложенные дополнительные меры контроля для обеспечения сравнимого уровня безопасности. Дополнительные меры имеют целью скомпенсировать отсутствие тех мер безопасности, которые не могут быть внедрены в конструкцию. Через механизм многостороннего утверждения конструкция упаковки типа B(M) независимо оценивается компетентными органами всех стран, через которые или в которые такие упаковки транспортируются (п.810.1 TS-G-1.1).