Статус документа
Статус документа

ГОСТ 33463.7-2015 Системы жизнеобеспечения на железнодорожном подвижном составе. Часть 7. Методы испытаний по определению эргономических показателей (с Поправкой)

     3 Термины и определения


В настоящем межгосударственном стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 вертикальная плоскость (в помещении): Плоскость, перпендикулярная плоскости пола помещения.

3.2 горизонтальная плоскость (в помещении): Плоскость, параллельная плоскости пола помещения.

3.3 дистанция наблюдения средств отображения информации: Расстояние от наиболее глубокой точки переносицы (машиниста, помощника машиниста, оператора) до поверхности наблюдаемого объекта, находящегося в соответствующем (оптимальном, ограниченном углом зрения в 30°, или полном, ограниченном углом зрения в 60°) поле зрения.

3.4 задний край (пульта, подножки (площадки для стоп ног), ниши пульта): Край, наиболее удаленный от лобовой стенки кабины машиниста (задний край по отношению к лобовой стенке кабины).

3.5 моторвагоный подвижной состав; МВПС: Железнодорожный подвижной состав, включающий моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.

3.6 передний край (панели пульта, подножки, ниши пульта): Край, наименее удаленный от лобовой стенки кабины машиниста (передний край по отношению к лобовой стенке кабины).

3.7 салон: Отделенная перегородками часть вагона (или весь вагон при исполнении вагона без тамбура), с местами для размещения пассажиров или работников железнодорожного транспорта (при перевозке последних к месту проведения работ и обратно).

Примечание - Поскольку порядок измерения эргономических параметров в салонах МВПС (с местами для размещения пассажиров) и в салонах СПС (с местами размещения работников железнодорожного транспорта при перевозке их к месту проведения работ и обратно) совпадают, далее по тексту используются только термины применительно к местам размещения пассажиров. При этом понимается, что все измерения в салонах СПС проводятся аналогичным образом. Такое обобщение, примененное в настоящем стандарте, не имеет отношения к нормированию параметров планировки помещений и компоновки оборудования в соответствующих помещениях.

3.8 специальный железнодорожный подвижной состав; СПС: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Примечание - Железнодорожный подвижной состав может включать в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, кроме того, специально оборудованные вагоны пассажирского типа, такие как служебно-бытовые вагоны, предназначенные для перевозки и обслуживания бригад машинистов и путевых рабочих, вагоны-лаборатории для проведения измерений, испытаний и контроля (диагностики) железнодорожного пути (вагоны дефектоскопы, путеизмерительные вагоны).

3.9 тамбур (вагона): Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных помещений.

Примечание - При отсутствии тамбура зона в непосредственной близости от входной двери в салон определяется как "тамбурная зона".

3.10 крайнее переднее, среднее или крайнее заднее положение кресла (машиниста, помощника машиниста, оператора): Положение кресла (имеющего регулировку продольного смещения "вперед-назад" и возможность дополнительного продольного смещения механизма крепления кресла к полу), при котором его сиденье максимально смещено вперед, находится в среднем положении или максимально смещено назад по отношению к лобовой стенке кабины.