ГОСТ 33463.7-2015
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
Часть 7
Методы испытаний по определению эргономических показателей
Life support systems for railway rolling stock. Part 7. Test methods for determination of ergonomic parameters
МКС 45.040
Дата введения 2016-10-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 10 декабря 2015 г. N 48)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2016 г. N 57-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33463.7-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 октября 2016 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 Настоящий стандарт может быть применен на добровольной основе для оценки соответствия требованиям технических регламентов:
"О безопасности железнодорожного подвижного состава",
"О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" в части требований эргономики"
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 5, 2020 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт является частью комплекса стандартов из семи частей, устанавливающих методы испытаний по определению значений показателей, характеризующих железнодорожный подвижной состав с точки зрения способности систем жизнеобеспечения создать и поддерживать в его помещениях необходимые, и в первую очередь, безопасные условия для жизнедеятельности человека (условия, безопасные по параметрам микроклимата, шума, вибрации, электромагнитных излучений, по микробиологическим показателям, санитарно-химическим и эргономическим).
Настоящий стандарт устанавливает методы определения значений эргономических показателей, основу которых составляют геометрические параметры планировки и оборудования помещений железнодорожного подвижного состава, с целью оценки соответствия этих параметров нормативным значениям.
Нормативные значения эргономических показателей задаются, исходя из антропометрических и биомеханических характеристик, психофизиологических возможностей человека, с целью обеспечения безопасных условий для пассажиров, безопасных и рациональных условий труда обслуживающего персонала.
Перечень определяемых показателей сформирован по результатам анализа межгосударственных стандартов и национальных стандартов Российской Федерации, содержащих требования к локомотивам, моторвагонному подвижному составу, специальному железнодорожному подвижному составу, и включает все приведенные в этих стандартах эргономические показатели.
Настоящий стандарт распространяется на локомотивы, моторвагонный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав и устанавливает методы испытаний по определению эргономических показателей:
- планировки кабины машиниста и служебных помещений, конструкции и компоновки рабочих мест, компоновки приборов и устройств управления, средств отображения информации, опорных устройств, обеспечивающих доступ к рабочим местам и обслуживанию оборудования;
- планировки помещений для пассажиров и работников железнодорожного транспорта (при перевозке последних к месту проведения работ и обратно), опорных устройств, обеспечивающих доступ в вагон.
Примечания
1 Настоящий стандарт может быть применен для определения значений эргономических показателей в служебных и вспомогательных помещениях изотермических вагонов.
2 Положения раздела 4.4 (таблица 3) могут быть применены для определения значений эргономических показателей опорных устройств (лестниц, подножек, поручней) грузовых вагонов.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения
ГОСТ 12.2.049-80 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие эргономические требования
ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем межгосударственном стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вертикальная плоскость (в помещении): Плоскость, перпендикулярная плоскости пола помещения.
3.2 горизонтальная плоскость (в помещении): Плоскость, параллельная плоскости пола помещения.
3.3 дистанция наблюдения средств отображения информации: Расстояние от наиболее глубокой точки переносицы (машиниста, помощника машиниста, оператора) до поверхности наблюдаемого объекта, находящегося в соответствующем (оптимальном, ограниченном углом зрения в 30°, или полном, ограниченном углом зрения в 60°) поле зрения.
3.4 задний край (пульта, подножки (площадки для стоп ног), ниши пульта): Край, наиболее удаленный от лобовой стенки кабины машиниста (задний край по отношению к лобовой стенке кабины).
3.5 моторвагоный подвижной состав; МВПС: Железнодорожный подвижной состав, включающий моторные и немоторные вагоны, из которых формируются электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, рельсовые автобусы, дизель-электропоезда, электромотрисы, предназначенные для перевозки пассажиров и (или) багажа, почты.
3.6 передний край (панели пульта, подножки, ниши пульта): Край, наименее удаленный от лобовой стенки кабины машиниста (передний край по отношению к лобовой стенке кабины).
3.7 салон: Отделенная перегородками часть вагона (или весь вагон при исполнении вагона без тамбура), с местами для размещения пассажиров или работников железнодорожного транспорта (при перевозке последних к месту проведения работ и обратно).
Примечание - Поскольку порядок измерения эргономических параметров в салонах МВПС (с местами для размещения пассажиров) и в салонах СПС (с местами размещения работников железнодорожного транспорта при перевозке их к месту проведения работ и обратно) совпадают, далее по тексту используются только термины применительно к местам размещения пассажиров. При этом понимается, что все измерения в салонах СПС проводятся аналогичным образом. Такое обобщение, примененное в настоящем стандарте, не имеет отношения к нормированию параметров планировки помещений и компоновки оборудования в соответствующих помещениях.
3.8 специальный железнодорожный подвижной состав; СПС: Железнодорожный подвижной состав, предназначенный для обеспечения строительства и функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Примечание - Железнодорожный подвижной состав может включать в себя несъемные самоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как мотовозы, дрезины, специальные автомотрисы, железнодорожно-строительные машины с автономным двигателем и тяговым приводом, а также несамоходные подвижные единицы на железнодорожном ходу, такие как железнодорожно-строительные машины без тягового привода, прицепы и железнодорожный подвижной состав, включаемый в хозяйственные поезда и предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, кроме того, специально оборудованные вагоны пассажирского типа, такие как служебно-бытовые вагоны, предназначенные для перевозки и обслуживания бригад машинистов и путевых рабочих, вагоны-лаборатории для проведения измерений, испытаний и контроля (диагностики) железнодорожного пути (вагоны дефектоскопы, путеизмерительные вагоны).
3.9 тамбур (вагона): Часть вагона, огороженная перегородками, отделяющая вход в вагон от салона, кабины машиниста, багажного отсека или служебных помещений.
Примечание - При отсутствии тамбура зона в непосредственной близости от входной двери в салон определяется как "тамбурная зона".
3.10 крайнее переднее, среднее или крайнее заднее положение кресла (машиниста, помощника машиниста, оператора): Положение кресла (имеющего регулировку продольного смещения "вперед-назад" и возможность дополнительного продольного смещения механизма крепления кресла к полу), при котором его сиденье максимально смещено вперед, находится в среднем положении или максимально смещено назад по отношению к лобовой стенке кабины.
4.1 Общие положения
4.1.1 Испытания проводят для определения эргономических показателей, приведенных в таблицах 1-7 (показателей, определяющих безопасные и рациональные условия труда обслуживающего персонала и безопасные условия проезда пассажиров железнодорожного подвижного состава).
4.1.2 Определение эргономических показателей основано на измерениях линейных и угловых параметров, а также на проведении испытаний по определению показателей "Дистанция наблюдения средств отображения информации" и "Время беспрепятственного покидания кресла" с привлечением лиц, обладающих различными антропометрическими характеристиками.
4.1.3 Испытаниям подлежит один образец железнодорожного подвижного состава (далее - объект испытаний).
4.2.1 Испытания проводят при нахождении объекта испытаний на стоянке.
4.2.2 Освещенность измеряемых объектов в помещении объекта испытаний и снаружи должна быть не менее 200 лк.
4.2.3 Температура воздуха в помещении от 18°С до 28°С, влажность воздуха не более 80%.
4.3.1 Применяемые средства измерений должны соответствовать требованиям национального законодательства об обеспечении единства измерений*.
________________
* В Российской Федерации действуют Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений N 102-ФЗ от 26 июня 2008 года и правила по метрологии ПР 50.2.006-94 "Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений".
4.3.2 Измерение температуры воздуха производят средствами измерений с пределами погрешности ±0,5°С.
4.3.3 Для измерения освещенности применяют люксметр с погрешностью не более 10%.
4.3.4 Измерение относительной влажности воздуха производят термогигрометром (гигрометром) с погрешностью не более 3%.
4.3.5 Для измерения линейных размеров используют рулетку измерительную металлическую по ГОСТ 7502 с пределом измерений 5 м, класс точности 3, металлическую измерительную линейку по ГОСТ 427 с пределом измерений 1000 мм.
4.3.6 Для измерения диаметра используют штангенциркуль по ГОСТ 166 с диапазоном измерений от 0 до 125 мм.
4.3.7 Угловые параметры измеряются угломером электронным или механическим с погрешностью не более 1°.