РБ-071-11
Положение о проведении инвентаризации радиоактивных отходов в организации
Дата введения 2011-12-29
Положение о проведении инвентаризации радиоактивных отходов в организации носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
Настоящее Положение содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению инвентаризации учетных единиц радиоактивных отходов.
Действие настоящего Положения распространяется на деятельность по учету и контролю радиоактивных отходов, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, при их образовании, переработке, кондиционировании, хранении и захоронении.
Выпускается впервые
________________
Разработано коллективом авторов в составе: Петровского Н.П., Гареева М.Д., Субботина Е.П., Кушневского Л.Н., Алешкина Г.Г., Капитановой Е.С. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Хрокало И.О., Бокова Д.А. (Ростехнадзор).
1. Положение о проведении инвентаризации радиоактивных отходов в организации (далее - Положение) входит в число руководств по безопасности, носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
2. Настоящее Положение содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению инвентаризации учетных единиц радиоактивных отходов (далее - РАО).
3. Действие настоящего Положения распространяется на деятельность по учету и контролю РАО, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ (далее - РВ) и РАО, при их образовании, переработке, кондиционировании, хранении и захоронении.
4. Основными целями инвентаризации РАО являются:
1) определение наличия учетных единиц РАО;
2) сверка соответствия фактического наличия учетных единиц РАО с учетными данными;
3) проверка соответствия фактических параметров характеристик учетных единиц учетным данным и выявление фактов их несоответствия.
5. Процедуры инвентаризации рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов и нормативно-технических документов в области использования атомной энергии, действующих в организации, осуществляющей обращение с РАО (далее - организация).
6. Инвентаризация РАО в организации может быть первичной, плановой и внеочередной.
7. Первичная инвентаризация РАО в организации проводится один раз при регистрации организации в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее - СГУК РВ и РАО).
8. Плановая инвентаризация РАО в организации проводится не реже одного раза в 5 лет в соответствии с положением по инвентаризации, разработанным в организации. Положение по инвентаризации высокоактивных РАО согласовывается с органом управления использованием атомной энергии.
9. Внеочередная инвентаризация РАО в организации проводится в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в случае смены лиц, ответственных за учет и контроль РАО, а также в иных случаях по решению руководителя организации, органа управления СГУК РВ и РАО на федеральном уровне, по требованию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии.
10. Инвентаризация РАО в организации проводится в подразделениях, осуществляющих обращение с РАО. По решению руководителя организации, или лица, им уполномоченного, инвентаризация РАО может проводиться как одной инвентаризационной комиссией, так и образованными при необходимости центральной инвентаризационной комиссией (далее - ЦИК) и рабочими инвентаризационными комиссиями (далее - РИК).
11. На РИК рекомендуется возлагать следующие функции:
1) проведение инвентаризации РАО в подразделении в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных документов по учету и контролю РАО;
2) оформление и предоставление в ЦИК результатов инвентаризации РАО в подразделении.
12. На ЦИК рекомендуется возлагать следующие функции:
1) методическое руководство организацией и проведением инвентаризации РАО в подразделениях;
2) контроль выполнения РИК требований нормативной и технической документации по подготовке и проведению инвентаризации РАО;
3) оказание методической помощи РИК при проведении инвентаризации РАО;
4) контроль правильного оформления и своевременного представления в ЦИК отчетных документов по инвентаризации РАО;
5) рассмотрение и обобщение результатов инвентаризации РАО в подразделениях организации;
6) оформление и представление руководителю организации итоговых документов по результатам инвентаризации РАО в установленной форме;
7) контроль выполнения РИК решений и рекомендаций ЦИК.
13. При проведении инвентаризации РАО в организации одной инвентаризационной комиссией на нее рекомендуется возлагать следующие функции:
1) проведение инвентаризации РАО в подразделениях организации в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных документов по учету и контролю РАО;
2) оформление и представление руководителю организации итоговых документов по результатам инвентаризации РАО в установленной форме.
14. Основанием для проведения инвентаризации РАО является распорядительный документ (приказ, распоряжение) руководителя организации или лица, им уполномоченного. В указанном документе рекомендуется определять:
1) места проведения инвентаризации;
2) персональный состав инвентаризационной комиссии, лиц, ответственных за проведение инвентаризации;
3) сроки подготовки к проведению инвентаризации;
4) сроки подготовки инвентаризуемых РАО;
5) сроки проведения инвентаризации и предоставления отчетных документов с их результатами;
6) необходимые для проведения инвентаризации оборудование, материалы, документы;
7) мероприятия по обеспечению выполнения процедур инвентаризации;
8) время, после которого запрещаются любые перемещения РАО (кроме непрерывных технологических процессов) на период инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение РАО.
15. В состав инвентаризационных комиссий рекомендуется включать не менее трех человек.
16. Если в состав инвентаризационной комиссии входит три человека, то отсутствие хотя бы одного члена инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации может служить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
17. В состав инвентаризационных комиссий рекомендуется назначать:
1) председателем ЦИК - главного инженера или заместителя руководителя организации;
2) председателем РИК - представителя руководства организации;
3) членами комиссии - лиц, ответственных за организацию сбора, хранения и сдачу РАО, специалистов по измерениям, представителей службы безопасности и других специалистов.
18. При проведении инвентаризации РАО одной комиссией рекомендуется назначать председателем комиссии главного инженера или заместителя руководителя организации.
19. Лица, ответственные за учет и контроль РАО, в состав инвентаризационных комиссий не включаются. Они присутствуют при работе комиссий.
20. Перед началом инвентаризации председателю комиссии рекомендуется провести инструктаж членов комиссии, в результате которого члены комиссии знакомятся со своими правами, обязанностями и ответственностью.
21. В состав процедур инвентаризации РАО рекомендуется включать:
1) подготовку к инвентаризации;
2) проведение инвентаризации в подразделениях;
3) оформление результатов инвентаризации.
22. Перед началом проведения инвентаризации инвентаризационной комиссии рекомендуется оценить объем работ и разработать план проведения инвентаризации, согласовав его с руководителем проверяемого подразделения.
23. В плане проведения инвентаризации рекомендуется указывать:
1) перечень, краткое содержание и последовательность выполнения работ по инвентаризации;
2) время выполнения работ по инвентаризации;
3) ответственных за выполнение работ по инвентаризации;
4) места проведения инвентаризации;