РБ-072-11
Положение о проведении инвентаризации радиоактивных веществ в организации
Дата введения 2011-12-29
Положение о проведении инвентаризации радиоактивных веществ в организации носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
Настоящее Положение содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению инвентаризации радиоактивных веществ.
Действие настоящего Положения распространяется на деятельность по учету и контролю радиоактивных веществ, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Выпускается впервые
________________
Разработано коллективом авторов в составе: Петровского Н.П., Гареева М.Д., Субботина Е.П., Кушневского Л.Н., Алешкина Г.Г., Капитановой Е.С. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Хрокало И.О., Бокова Д.А. (Ростехнадзор).
1. Положение о проведении инвентаризации радиоактивных веществ в организации (далее - Положение) входит в число руководств по безопасности, содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению инвентаризации радиоактивных веществ (далее - РВ) в организации, носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
2. Настоящее Положение распространяется на проведение инвентаризации РВ, подлежащих государственному учету и контролю.
3. Инвентаризация РВ в организации проводится в целях:
1) определения наличного количества РВ (для учетных единиц) в организации;
2) установления соответствия фактических параметров (массы и/или объема РВ в учетных единицах) учетным данным по РВ;
3) предотвращения потерь РВ, несанкционированного использования и хищения РВ;
4) проверки целостности учетных единиц с РВ;
5) формирования информации о наличии РВ для представления органам государственной власти и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности.
Учетными единицами РВ при учете и контроле являются:
1) для закрытых радионуклидных источников (далее - ЗРИ) - отдельный источник;
2) для изделий из обедненного урана - отдельное изделие (кроме изделий и материалов, предназначенных для изготовления тепловыделяющих элементов и тепловыделяющих сборок);
3) для открытого радионуклидного источника (далее - ОРИ) в виде отдельного изделия - отдельный источник;
4) для ОРИ, кроме отдельных изделий, - определенное количество радиоактивного препарата в фасовке, либо партия РВ однородного радионуклидного состава;
5) для отработавшего ядерного топлива (далее - ОЯТ) - выемная часть (активная зона транспортного реактора), облученная тепловыделяющая сборка, облученный тепловыделяющий элемент.
4. Процедуру инвентаризации рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов и иных нормативно-технических документов, действующих в организации, осуществляющей обращение с РВ (далее - организация).
5. Инвентаризации в организации подразделяются на первичные, плановые и внеочередные.
6. Первичная инвентаризация в организации проводится единоразово при её регистрации в системе государственного учета и контроля РВ и радиоактивных отходов (далее - РАО) и если инвентаризация в системе государственного учета и контроля РВ и РАО до этого не проводилась. Она предназначена для определения исходных параметров характеристик РВ. При первичной инвентаризации измеряются и идентифицируются все РВ, находящиеся в организации, включая ЗРИ, радиационные источники, ОРИ.
Отчетная информация в рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО не предоставляется в её информационный центр при проведении первичной инвентаризации:
1) радионуклидных источников в датчиках пожарной сигнализации;
2) радиофармацевтических препаратов, наборов для иммунологического анализа;
3) радиоизотопных генераторов медицинского назначения, кроме генераторов радона;
4) меченных радионуклидами соединений;
5) радиоизотопных препаратов и растворов на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125;
6) эталонных источников, входящих в состав приборов.
Первичной инвентаризации не подлежат РВ, учет которых производится в системе государственного учета и контроля ядерных материалов.
Руководителям организаций, проводящих первичную инвентаризацию, рекомендуется назначать лиц, ответственных за ее проведение, формировать инвентаризационные комиссии из специалистов, имеющих необходимую квалификацию.
7. Плановые инвентаризации РВ, включая радионуклиды в ОЯТ, в организации рекомендуется проводить по подразделениям, в которых осуществляется деятельность с РВ, не реже одного раза в год.
8. Внеочередные инвентаризации рекомендуется проводить:
1) при смене материально ответственного лица;
2) в случае изменения организационно-правовой формы организации;
3) при ликвидации организации (подразделения);
4) при реорганизации организации (подразделения) или полного прекращения работ с РВ;
5) при возникновении нештатной ситуации (несанкционированный доступ в пункты нахождения или хранения РВ);
6) при установлении факта хищения РВ;
7) после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (авария и другие чрезвычайные обстоятельства);
8) в иных случаях по решению руководителя организации, органа управления системой государственного учета и контроля РВ и РАО на федеральном уровне, по требованию органа регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
9. Для проведения инвентаризации РВ в организации рекомендуется выпустить организационно-распорядительный документ (приказ, распоряжение) ее руководителя или лица, им уполномоченного (далее - руководитель организации). В указанном документе рекомендуется определить:
1) подразделение/подразделения организации, в которых будет проводиться инвентаризация;
2) персональный состав инвентаризационных комиссий, лиц, ответственных за проведение инвентаризации;
3) сроки подготовки инвентаризуемых РВ и необходимых для проведения инвентаризации оборудования, материалов, документов;
4) мероприятия по обеспечению выполнения процедур инвентаризации;
5) сроки проведения инвентаризации и предоставления отчетных документов;
6) время, после которого запрещаются любые перемещения РВ на период инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение РВ.
10. В организации могут быть образованы центральная инвентаризационная комиссия (далее - ЦИК) и рабочие инвентаризационные комиссии (далее - РИК).
Как правило, ЦИК распространяет свою деятельность на всю организацию, а РИК - на подразделение организации.
По решению руководителя организации могут быть образованы как несколько РИК, так и одна инвентаризационная комиссия, объединяющая функции центральной и рабочей комиссии.
Рекомендуется назначать состав ЦИК организации один раз в год; РИК - перед каждой инвентаризацией. Состав комиссии рекомендуется определять так, чтобы обеспечить правильность, полноту, объективность результатов инвентаризации.
11. В состав инвентаризационных комиссий включается не менее трех человек. При необходимости численность комиссии может быть увеличена, а ее состав изменен приказом (распоряжением) руководителя организации.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
12. В состав ЦИК организации рекомендуется назначать:
1) председателем комиссии - должностное лицо, которое отвечает за организацию учета и контроля РВ в организации;
2) членами комиссии - главного бухгалтера или его заместителя, представителя службы учета и контроля РВ и РАО.
В состав ЦИК также могут быть назначены:
1) специалисты по учету РВ и измерениям;
2) представители службы безопасности, отдела технического контроля;
3) другие специалисты.
13. На ЦИК рекомендуется возлагать следующие функции:
1) методическое руководство организацией и проведением инвентаризаций в подразделениях организации;
2) контроль выполнения РИК требований нормативной и технической документации по подготовке и проведению инвентаризации;
3) оказание методической помощи РИК при проведении инвентаризации;
4) контроль за правильным оформлением и своевременным предоставлением в ЦИК отчетных документов по инвентаризации;
5) рассмотрение и обобщение представленных материалов по итогам инвентаризации;
6) представление руководителю организации итоговых документов по результатам инвентаризации в установленной форме;
7) контроль выполнения РИК решений и рекомендаций ЦИК.
14. В состав РИК назначаются лица, прошедшие обучение и проверку знаний по вопросам учета и контроля РВ в соответствии с программами обучения. При этом председателем комиссии рекомендуется назначать руководителя подразделения организации, в котором проводится инвентаризация, или заместителя руководителя этого подразделения, а членами комиссии - представителей контрольно-методической группы или других специалистов по учету и контролю РВ.
В состав РИК также могут быть назначены:
1) специалисты по компьютерному учету РВ;
2) специалисты по учету РВ и измерениям;
3) представитель службы безопасности;
4) представитель отдела технического контроля;
5) другие специалисты.
15. На РИК рекомендуется возлагать следующие функции:
1) проведение инвентаризации РВ в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов и иных нормативно-технических документов по учету и контролю РВ в организации;
2) регистрацию и доведение до ЦИК сведений обо всех недостатках, имевших место в учете и контроле РВ в подразделении организации между инвентаризациями;
3) оформление и предоставление отчетных документов.
16. Проверка фактического наличия РВ в организации проводится при обязательном участии лиц, ответственных за РВ (кладовщиков, ответственных хранителей).