Статус документа
Статус документа


РБ-072-11



Положение о проведении инвентаризации радиоактивных веществ в организации


Дата введения 2011-12-29

УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2011 года N 764


Положение о проведении инвентаризации радиоактивных веществ в организации носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.

Настоящее Положение содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению инвентаризации радиоактивных веществ.

Действие настоящего Положения распространяется на деятельность по учету и контролю радиоактивных веществ, состоящих на учете в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Выпускается впервые

________________

Разработано коллективом авторов в составе: Петровского Н.П., Гареева М.Д., Субботина Е.П., Кушневского Л.Н., Алешкина Г.Г., Капитановой Е.С. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Хрокало И.О., Бокова Д.А. (Ростехнадзор).



I. Общие положения

1. Положение о проведении инвентаризации радиоактивных веществ в организации (далее - Положение) входит в число руководств по безопасности, содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проведению инвентаризации радиоактивных веществ (далее - РВ) в организации, носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.

2. Настоящее Положение распространяется на проведение инвентаризации РВ, подлежащих государственному учету и контролю.

3. Инвентаризация РВ в организации проводится в целях:

1) определения наличного количества РВ (для учетных единиц) в организации;

2) установления соответствия фактических параметров (массы и/или объема РВ в учетных единицах) учетным данным по РВ;

3) предотвращения потерь РВ, несанкционированного использования и хищения РВ;

4) проверки целостности учетных единиц с РВ;

5) формирования информации о наличии РВ для представления органам государственной власти и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности.

Учетными единицами РВ при учете и контроле являются:

1) для закрытых радионуклидных источников (далее - ЗРИ) - отдельный источник;

2) для изделий из обедненного урана - отдельное изделие (кроме изделий и материалов, предназначенных для изготовления тепловыделяющих элементов и тепловыделяющих сборок);

3) для открытого радионуклидного источника (далее - ОРИ) в виде отдельного изделия - отдельный источник;

4) для ОРИ, кроме отдельных изделий, - определенное количество радиоактивного препарата в фасовке, либо партия РВ однородного радионуклидного состава;

5) для отработавшего ядерного топлива (далее - ОЯТ) - выемная часть (активная зона транспортного реактора), облученная тепловыделяющая сборка, облученный тепловыделяющий элемент.

4. Процедуру инвентаризации рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов и иных нормативно-технических документов, действующих в организации, осуществляющей обращение с РВ (далее - организация).

5. Инвентаризации в организации подразделяются на первичные, плановые и внеочередные.

6. Первичная инвентаризация в организации проводится единоразово при её регистрации в системе государственного учета и контроля РВ и радиоактивных отходов (далее - РАО) и если инвентаризация в системе государственного учета и контроля РВ и РАО до этого не проводилась. Она предназначена для определения исходных параметров характеристик РВ. При первичной инвентаризации измеряются и идентифицируются все РВ, находящиеся в организации, включая ЗРИ, радиационные источники, ОРИ.

Отчетная информация в рамках системы государственного учета и контроля РВ и РАО не предоставляется в её информационный центр при проведении первичной инвентаризации:

1) радионуклидных источников в датчиках пожарной сигнализации;

2) радиофармацевтических препаратов, наборов для иммунологического анализа;

3) радиоизотопных генераторов медицинского назначения, кроме генераторов радона;

4) меченных радионуклидами соединений;

5) радиоизотопных препаратов и растворов на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125;

6) эталонных источников, входящих в состав приборов.

Первичной инвентаризации не подлежат РВ, учет которых производится в системе государственного учета и контроля ядерных материалов.

Руководителям организаций, проводящих первичную инвентаризацию, рекомендуется назначать лиц, ответственных за ее проведение, формировать инвентаризационные комиссии из специалистов, имеющих необходимую квалификацию.

7. Плановые инвентаризации РВ, включая радионуклиды в ОЯТ, в организации рекомендуется проводить по подразделениям, в которых осуществляется деятельность с РВ, не реже одного раза в год.

8. Внеочередные инвентаризации рекомендуется проводить:

1) при смене материально ответственного лица;

2) в случае изменения организационно-правовой формы организации;

3) при ликвидации организации (подразделения);

4) при реорганизации организации (подразделения) или полного прекращения работ с РВ;

5) при возникновении нештатной ситуации (несанкционированный доступ в пункты нахождения или хранения РВ);

6) при установлении факта хищения РВ;

7) после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (авария и другие чрезвычайные обстоятельства);

8) в иных случаях по решению руководителя организации, органа управления системой государственного учета и контроля РВ и РАО на федеральном уровне, по требованию органа регулирования безопасности при использовании атомной энергии.

II. Организация проведения инвентаризации

9. Для проведения инвентаризации РВ в организации рекомендуется выпустить организационно-распорядительный документ (приказ, распоряжение) ее руководителя или лица, им уполномоченного (далее - руководитель организации). В указанном документе рекомендуется определить:

1) подразделение/подразделения организации, в которых будет проводиться инвентаризация;

2) персональный состав инвентаризационных комиссий, лиц, ответственных за проведение инвентаризации;

3) сроки подготовки инвентаризуемых РВ и необходимых для проведения инвентаризации оборудования, материалов, документов;

4) мероприятия по обеспечению выполнения процедур инвентаризации;

5) сроки проведения инвентаризации и предоставления отчетных документов;

6) время, после которого запрещаются любые перемещения РВ на период инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение РВ.

10. В организации могут быть образованы центральная инвентаризационная комиссия (далее - ЦИК) и рабочие инвентаризационные комиссии (далее - РИК).

Как правило, ЦИК распространяет свою деятельность на всю организацию, а РИК - на подразделение организации.

По решению руководителя организации могут быть образованы как несколько РИК, так и одна инвентаризационная комиссия, объединяющая функции центральной и рабочей комиссии.

Рекомендуется назначать состав ЦИК организации один раз в год; РИК - перед каждой инвентаризацией. Состав комиссии рекомендуется определять так, чтобы обеспечить правильность, полноту, объективность результатов инвентаризации.

11. В состав инвентаризационных комиссий включается не менее трех человек. При необходимости численность комиссии может быть увеличена, а ее состав изменен приказом (распоряжением) руководителя организации.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

12. В состав ЦИК организации рекомендуется назначать:

1) председателем комиссии - должностное лицо, которое отвечает за организацию учета и контроля РВ в организации;

2) членами комиссии - главного бухгалтера или его заместителя, представителя службы учета и контроля РВ и РАО.

В состав ЦИК также могут быть назначены:

1) специалисты по учету РВ и измерениям;

2) представители службы безопасности, отдела технического контроля;

3) другие специалисты.

13. На ЦИК рекомендуется возлагать следующие функции:

1) методическое руководство организацией и проведением инвентаризаций в подразделениях организации;

2) контроль выполнения РИК требований нормативной и технической документации по подготовке и проведению инвентаризации;

3) оказание методической помощи РИК при проведении инвентаризации;

4) контроль за правильным оформлением и своевременным предоставлением в ЦИК отчетных документов по инвентаризации;

5) рассмотрение и обобщение представленных материалов по итогам инвентаризации;

6) представление руководителю организации итоговых документов по результатам инвентаризации в установленной форме;

7) контроль выполнения РИК решений и рекомендаций ЦИК.

14. В состав РИК назначаются лица, прошедшие обучение и проверку знаний по вопросам учета и контроля РВ в соответствии с программами обучения. При этом председателем комиссии рекомендуется назначать руководителя подразделения организации, в котором проводится инвентаризация, или заместителя руководителя этого подразделения, а членами комиссии - представителей контрольно-методической группы или других специалистов по учету и контролю РВ.

В состав РИК также могут быть назначены:

1) специалисты по компьютерному учету РВ;

2) специалисты по учету РВ и измерениям;

3) представитель службы безопасности;

4) представитель отдела технического контроля;

5) другие специалисты.

15. На РИК рекомендуется возлагать следующие функции:

1) проведение инвентаризации РВ в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов и иных нормативно-технических документов по учету и контролю РВ в организации;

2) регистрацию и доведение до ЦИК сведений обо всех недостатках, имевших место в учете и контроле РВ в подразделении организации между инвентаризациями;

3) оформление и предоставление отчетных документов.

16. Проверка фактического наличия РВ в организации проводится при обязательном участии лиц, ответственных за РВ (кладовщиков, ответственных хранителей).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs