Положение о проведении физических инвентаризаций ядерных материалов
1. Положение о проведении физических инвентаризаций ядерных материалов (далее - Положение) входит в число положений о регулировании безопасности объектов использования атомной энергии (руководств по безопасности), носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.
2. Настоящее Положение содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по реализации требований раздела 6 Основных правил учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05) (далее - Правила (НП-030-05), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2005 года N 19, к процедурам проведения физических инвентаризаций ядерных материалов (далее - ЯМ).
3. Настоящее Положение распространяется на деятельность, связанную с производством, использованием, переработкой и хранением ЯМ.
4. Физические инвентаризации проводятся в целях:
определения фактически наличного количества (далее - ФК) ЯМ в зонах баланса материалов (далее - ЗБМ);
установления соответствия фактических параметров характеристик учетных единиц учетным данным;
подведения баланса ЯМ, определения инвентаризационной разницы (далее - ИР) и ее погрешности.
5. Процедуры физических инвентаризаций рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов и иных нормативно-технических документов, действующих в организации, осуществляющей обращение с ЯМ, эксплуатирующей организации (далее - организация).
6. Физические инвентаризации в ЗБМ подразделяются на первичные, плановые и внеплановые.
7. Первичные физические инвентаризации в ЗБМ рекомендуется проводить, если инвентаризации в системе государственного учета и контроля ЯМ до этого не проводились. Они предназначены для определения исходных ФК ЯМ. При первичных физических инвентаризациях следует измерить и идентифицировать все ЯМ, находящиеся в ЗБМ.
8. Плановые физические инвентаризации в каждой ЗБМ следует проводить с установленной в организации периодичностью в зависимости от категории ЯМ в ЗБМ, технологических и других особенностей организации.
9. В случае полного соответствия состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ требованиям нормативных правовых актов периодичность проведения физических инвентаризаций может быть увеличена совместным решением органа государственного управления использованием атомной энергии, осуществляющим учет и контроль ЯМ на федеральном уровне, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии. Основанием для этого служит представленное организацией в указанные органы обоснование соответствия состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ требованиям нормативных правовых актов, а также дополнительных мер контроля доступа к ЯМ, обеспечивающих непрерывность такого контроля с оценкой эффективности их принятия.
10. Внеплановые физические инвентаризации могут проводиться:
при смене материально ответственного лица;
при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, по требованию хотя бы одного члена коллектива в случае коллективной (бригадной) материальной ответственности;
по решению руководителя организации;
при обнаружении аномалии в учете и контроле ЯМ, выявлении факта несанкционированного использования (хищения) ЯМ;
при реорганизации или ликвидации организации (подразделения);
при возникновении нештатной ситуации (несанкционированный доступ в ЗБМ, авария и другие чрезвычайные обстоятельства);
по решению вышестоящей организации;
по требованию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции контроля и надзора в сфере безопасности при использовании атомной энергии.
11. Основанием для проведения физических инвентаризаций ЯМ в ЗБМ и в организации является организационно-распорядительный документ (приказ, распоряжение) ее руководителя или лица им уполномоченного. В указанном документе следует определить:
ЗБМ, где будут проводиться физические инвентаризации;
персональный состав инвентаризационных комиссий и лиц, ответственных за проведение физических инвентаризаций;
сроки подготовки инвентаризуемых ЯМ и необходимых для проведения физических инвентаризаций оборудования, материалов, документов и т.д.;
мероприятия по обеспечению выполнения процедур физических инвентаризаций;
сроки проведения физических инвентаризаций и предоставления отчетных документов с их результатами;
время, после которого запрещаются любые перемещения ЯМ (кроме участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ЯМ) на период физической инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение ЯМ.
12. В организации могут быть образованы центральная инвентаризационная комиссия (далее - ЦИК) и рабочие инвентаризационные комиссии (далее - РИК).
Как правило, ЦИК распространяет свою деятельность на всю организацию, а РИК - на ЗБМ.
По решению руководителя организации могут быть образованы как несколько РИК, так и одна инвентаризационная комиссия, объединяющая функции центральной и рабочей комиссий.
13. В состав инвентаризационных комиссий включается не менее трех человек. При необходимости численность комиссии может быть увеличена, а ее состав изменен приказом (распоряжением) руководителя организации.
14. В состав ЦИК организации рекомендуется назначать:
председателем комиссии - главного инженера организации или его заместителя;
членами комиссии - главного бухгалтера или его заместителя, представителя службы учета и контроля ЯМ.
В состав ЦИК также могут быть назначены:
специалисты по учету ЯМ и измерениям;
представители службы безопасности, отдела технического контроля; другие специалисты.
15. На ЦИК рекомендуется возлагать следующие функции:
организация проведения физических инвентаризаций во всех ЗБМ организации, сбор данных об инвентаризациях по ЗБМ и их обработка в установленном формате;
методическое руководство проведением физических инвентаризаций в ЗБМ;
контроль соответствия практической деятельности РИК требованиям положений правовых актов по проведению физических инвентаризаций;
контроль правильности оформления и своевременности представления в ЦИК актов РИК по ЗБМ;
контроль выполнения РИК решений ЦИК.
16. В состав РИК назначаются лица, имеющие допуск к ЯМ, прошедшие обучение и проверку знаний по вопросам учета и контроля ЯМ. При этом председателем комиссии целесообразно назначать руководителя подразделения, в котором находится ЗБМ, или его заместителя, а членами комиссии - представителей контрольно-методической группы или других специалистов по учету и контролю ЯМ.
В состав РИК также могут быть назначены:
специалисты по компьютерному учету ЯМ;
специалисты по учету ЯМ и измерениям;
представитель ЦИК;
представитель службы безопасности;
представитель отдела технического контроля;
другие специалисты.
17. Материально ответственные лица за ЯМ в ЗБМ в состав инвентаризационных комиссий не включаются. Они могут присутствовать при работе комиссий.
18. На РИК по ЗБМ следует возлагать следующие функции:
проведение физических инвентаризаций ЯМ в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов и иных нормативно-технических документов по учету и контролю ЯМ организации;
регистрацию и доведение до ЦИК сведений обо всех недостатках, имевших место в учете и контроле ЯМ в ЗБМ за межбалансовый период (далее - МБП);
оформление и предоставление в установленные инстанции отчетных документов.
19. Процедуры физических инвентаризаций основываются на соответствующих положениях Правил (НП-030-05). В них следует включать:
подготовку к физическим инвентаризациям;
проведение физических инвентаризаций в ЗБМ;
анализ результатов физических инвентаризаций;
оформление результатов физических инвентаризаций.
20. При подготовке к проведению физических инвентаризаций в ЗБМ следует:
определить мероприятия для проведения физических инвентаризаций;
подготовить документы, необходимые для проведения физических инвентаризаций;
составить список наличного количества (далее - СНК) ЯМ;
подготовить ЯМ к проведению физических инвентаризаций в ЗБМ;
определить объем подтверждающих измерений ЯМ;
определить количество средств контроля доступа (далее - СКД), подлежащих проверке;
подготовить оборудование и измерительные средства к проведению физических инвентаризаций в ЗБМ.