Статус документа
Статус документа

     

Положение о проведении физических инвентаризаций ядерных материалов

УТВЕРЖДЕНО
приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 16 марта 2010 года N 166


I. Назначение и область применения

1. Положение о проведении физических инвентаризаций ядерных материалов (далее - Положение) входит в число положений о регулировании безопасности объектов использования атомной энергии (руководств по безопасности), носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом.

2. Настоящее Положение содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по реализации требований раздела 6 Основных правил учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05) (далее - Правила (НП-030-05), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2005 года N 19, к процедурам проведения физических инвентаризаций ядерных материалов (далее - ЯМ).

3. Настоящее Положение распространяется на деятельность, связанную с производством, использованием, переработкой и хранением ЯМ.

II. Общие положения

4. Физические инвентаризации проводятся в целях:

определения фактически наличного количества (далее - ФК) ЯМ в зонах баланса материалов (далее - ЗБМ);

установления соответствия фактических параметров характеристик учетных единиц учетным данным;

подведения баланса ЯМ, определения инвентаризационной разницы (далее - ИР) и ее погрешности.

5. Процедуры физических инвентаризаций рекомендуется осуществлять в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов и иных нормативно-технических документов, действующих в организации, осуществляющей обращение с ЯМ, эксплуатирующей организации (далее - организация).

6. Физические инвентаризации в ЗБМ подразделяются на первичные, плановые и внеплановые.

7. Первичные физические инвентаризации в ЗБМ рекомендуется проводить, если инвентаризации в системе государственного учета и контроля ЯМ до этого не проводились. Они предназначены для определения исходных ФК ЯМ. При первичных физических инвентаризациях следует измерить и идентифицировать все ЯМ, находящиеся в ЗБМ.

8. Плановые физические инвентаризации в каждой ЗБМ следует проводить с установленной в организации периодичностью в зависимости от категории ЯМ в ЗБМ, технологических и других особенностей организации.

9. В случае полного соответствия состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ требованиям нормативных правовых актов периодичность проведения физических инвентаризаций может быть увеличена совместным решением органа государственного управления использованием атомной энергии, осуществляющим учет и контроль ЯМ на федеральном уровне, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии. Основанием для этого служит представленное организацией в указанные органы обоснование соответствия состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ требованиям нормативных правовых актов, а также дополнительных мер контроля доступа к ЯМ, обеспечивающих непрерывность такого контроля с оценкой эффективности их принятия.

10. Внеплановые физические инвентаризации могут проводиться:

при смене материально ответственного лица;

при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, по требованию хотя бы одного члена коллектива в случае коллективной (бригадной) материальной ответственности;

по решению руководителя организации;

при обнаружении аномалии в учете и контроле ЯМ, выявлении факта несанкционированного использования (хищения) ЯМ;

при реорганизации или ликвидации организации (подразделения);

при возникновении нештатной ситуации (несанкционированный доступ в ЗБМ, авария и другие чрезвычайные обстоятельства);

по решению вышестоящей организации;

по требованию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции контроля и надзора в сфере безопасности при использовании атомной энергии.

III. Организация проведения физических инвентаризаций

     

Организационные основы физических инвентаризаций

     

11. Основанием для проведения физических инвентаризаций ЯМ в ЗБМ и в организации является организационно-распорядительный документ (приказ, распоряжение) ее руководителя или лица им уполномоченного. В указанном документе следует определить:

ЗБМ, где будут проводиться физические инвентаризации;

персональный состав инвентаризационных комиссий и лиц, ответственных за проведение физических инвентаризаций;

сроки подготовки инвентаризуемых ЯМ и необходимых для проведения физических инвентаризаций оборудования, материалов, документов и т.д.;

мероприятия по обеспечению выполнения процедур физических инвентаризаций;

сроки проведения физических инвентаризаций и предоставления отчетных документов с их результатами;

время, после которого запрещаются любые перемещения ЯМ (кроме участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ЯМ) на период физической инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправление и получение ЯМ.

12. В организации могут быть образованы центральная инвентаризационная комиссия (далее - ЦИК) и рабочие инвентаризационные комиссии (далее - РИК).

Как правило, ЦИК распространяет свою деятельность на всю организацию, а РИК - на ЗБМ.

По решению руководителя организации могут быть образованы как несколько РИК, так и одна инвентаризационная комиссия, объединяющая функции центральной и рабочей комиссий.

13. В состав инвентаризационных комиссий включается не менее трех человек. При необходимости численность комиссии может быть увеличена, а ее состав изменен приказом (распоряжением) руководителя организации.

14. В состав ЦИК организации рекомендуется назначать:

председателем комиссии - главного инженера организации или его заместителя;

членами комиссии - главного бухгалтера или его заместителя, представителя службы учета и контроля ЯМ.

В состав ЦИК также могут быть назначены:

специалисты по учету ЯМ и измерениям;

представители службы безопасности, отдела технического контроля; другие специалисты.

15. На ЦИК рекомендуется возлагать следующие функции:

организация проведения физических инвентаризаций во всех ЗБМ организации, сбор данных об инвентаризациях по ЗБМ и их обработка в установленном формате;

методическое руководство проведением физических инвентаризаций в ЗБМ;

контроль соответствия практической деятельности РИК требованиям положений правовых актов по проведению физических инвентаризаций;

контроль правильности оформления и своевременности представления в ЦИК актов РИК по ЗБМ;

контроль выполнения РИК решений ЦИК.

16. В состав РИК назначаются лица, имеющие допуск к ЯМ, прошедшие обучение и проверку знаний по вопросам учета и контроля ЯМ. При этом председателем комиссии целесообразно назначать руководителя подразделения, в котором находится ЗБМ, или его заместителя, а членами комиссии - представителей контрольно-методической группы или других специалистов по учету и контролю ЯМ.

В состав РИК также могут быть назначены:

специалисты по компьютерному учету ЯМ;

специалисты по учету ЯМ и измерениям;

представитель ЦИК;

представитель службы безопасности;

представитель отдела технического контроля;

другие специалисты.

17. Материально ответственные лица за ЯМ в ЗБМ в состав инвентаризационных комиссий не включаются. Они могут присутствовать при работе комиссий.

18. На РИК по ЗБМ следует возлагать следующие функции:

проведение физических инвентаризаций ЯМ в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, государственных стандартов и иных нормативно-технических документов по учету и контролю ЯМ организации;

регистрацию и доведение до ЦИК сведений обо всех недостатках, имевших место в учете и контроле ЯМ в ЗБМ за межбалансовый период (далее - МБП);

оформление и предоставление в установленные инстанции отчетных документов.

Процедуры физических инвентаризаций

19. Процедуры физических инвентаризаций основываются на соответствующих положениях Правил (НП-030-05). В них следует включать:

подготовку к физическим инвентаризациям;

проведение физических инвентаризаций в ЗБМ;

анализ результатов физических инвентаризаций;

оформление результатов физических инвентаризаций.

20. При подготовке к проведению физических инвентаризаций в ЗБМ следует:

определить мероприятия для проведения физических инвентаризаций;

подготовить документы, необходимые для проведения физических инвентаризаций;

составить список наличного количества (далее - СНК) ЯМ;

подготовить ЯМ к проведению физических инвентаризаций в ЗБМ;

определить объем подтверждающих измерений ЯМ;

определить количество средств контроля доступа (далее - СКД), подлежащих проверке;

подготовить оборудование и измерительные средства к проведению физических инвентаризаций в ЗБМ.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs