РБ-110-16
РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВАНИИ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ с 27 января 2016 г.
Настоящее руководство по безопасности при использовании атомной энергии содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по разработке программ обеспечения качества при транспортировании радиоактивных материалов.
Выпускаются впервые*.
________________
*) В разработке принимали участие: Плеханов В.Ш., Самошкин Ю.А., Кулешова Е.В., Курындин А.В., Аникин А.Ю. (Федеральное бюджетное учреждение "Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности").
Разработано в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии" (НП-090-11), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85, и "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (НП-053-04), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 октября 2004 г. N 5, а также с учетом рекомендаций МАГАТЭ.
1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по разработке программ обеспечения качества при транспортировании радиоактивных материалов" (РБ-110-16) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 февраля 2012 г. N 85 (далее - НП-090-11), и требований пункта 1.2.6 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов", утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 октября 2004 г. N 5 (далее - НП-053-04).
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации по разработке программ обеспечения качества (далее - ПОК) при межобъектовом транспортировании ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ (далее - радиоактивные материалы (РМ)) наземными, воздушными, водными путями и всеми видами транспорта.
3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на ПОК, разрабатываемые при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, связанной с транспортированием РМ при подготовке, загрузке, отправке, перевозке (включая временное (транзитное) хранение), разгрузке и приемке в конечном пункте назначения грузов РМ и упаковок (за исключением внутреннего, то есть без выезда на пути сообщения общего пользования, транспортирования РМ по территории предприятия, где эти материалы производятся, используются и хранятся).
4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения специалистами, участвующими в осуществлении деятельности, связанной с обеспечением качества при транспортировании РМ, а также специалистами Ростехнадзора при осуществлении регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
5. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (далее - ФНП) могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.
6. В ПОК рекомендуется приводить следующие разделы: "Введение", "Нормативные ссылки", "Список сокращений", "Термины и определения", "Политика в области качества", "Организационная деятельность", "Управление персоналом", "Управление документацией", "Контроль проектирования (конструирования)", "Управление закупками оборудования, комплектующих изделий, материалов, полуфабрикатов и программных средств, а также предоставляемых услуг", "Производственная деятельность", "Метрологическое обеспечение", "Обеспечение качества программных средств и расчетных методик", "Обеспечение надежности", "Управление несоответствиями", "Аудиты (проверки)".
Рекомендуемое содержание указанных разделов приведено в главе III настоящего Руководства по безопасности.
В ПОК допускается не включать разделы, в соответствии с которыми деятельность не осуществляется, при условии указания в этих разделах причин отсутствия соответствующих функций в деятельности организации.
7. Состав разделов ПОК может быть дополнен в зависимости от характера деятельности, осуществляемой в организации - разработчике ПОК при транспортировании РМ, разделами с соответствующим описанием порядка реализации организационных и технических мероприятий по обеспечению качества.
8. По каждому направлению деятельности, приведенному в ПОК, рекомендуется привести ссылки на документы, использованные при разработке соответствующих мероприятий (например, ФНП, другая нормативная и техническая документация (далее - НД), документы по стандартизации, документированные процедуры, разработанные в организации).
9. Разработка и утверждение ПОК осуществляется в соответствии с действующим в организации - разработчике ПОК порядком разработки, утверждения и документального оформления стандартов организации (при его наличии).
10. В разделе "Введение" рекомендуется привести:
1) цель (назначение) ПОК, связанную с необходимостью определения организационных и технических мероприятий по обеспечению качества, влияющих на безопасность и обеспечивающих соблюдение требований, установленных в НД;
2) область распространения (применения) ПОК, которая включает деятельность, связанную с транспортированием РМ, и применяемую при ее осуществлении документацию, а также персонал, который обязан в своей работе руководствоваться требованиями ПОК;
3) основание для разработки ПОК (перечень основных документов, в соответствии с которыми разработана ПОК, в том числе НП-090-11, НП-053-04, документы международных организаций, членом которых является Российская Федерация, включая МАГАТЭ, ИСО).
10.1. В разделе "Введение" рекомендуется привести краткую информацию о действующей в организации системе менеджмента качества (или системе менеджмента, или системе качества, или системе обеспечения качества) (далее - СМК) с указанием области ее распространения (применения), сведений о сертификате (сертификатах) соответствия СМК установленным требованиям и сроке его (их) действия (при наличии такого сертификата (сертификатов), ссылок на документированные процедуры СМК.
Рекомендуется указать, что:
1) пересмотр ПОК осуществляется не реже одного раза в пять лет, а внесение в них необходимых изменений и дополнений осуществляется:
при существенных изменениях требований к обеспечению безопасности и (или) качеству выполняемых работ и предоставляемых услуг при транспортировании РМ в связи с изменением действующих или выходом новых НД или технологической документации;
при изменении организационной структуры организации - разработчика ПОК или границ ответственности подразделений и организаций, участвующих в транспортировании РМ;
по результатам аудитов (проверок) выполнения ПОК, анализа несоответствий, результативности корректирующих и предупреждающих действий;
по предложениям вышестоящих организаций и органов государственного регулирования безопасности;
2) в случае обнаружения в ПОК недочетов (например, редакционного характера) руководство организации - разработчика ПОК принимает меры по их устранению путем корректировки ПОК;
3) ПОК и их изменения утверждаются и вводятся в действие соответствующим организационно-распорядительным документом.
11. В разделе "Нормативные ссылки" приводят все НД, на которые есть ссылки в ПОК.
12. В разделе "Список сокращений" приводят сокращения, встречающиеся в ПОК, с их расшифровкой и при необходимости с пояснениями.
13. В разделе "Термины и определения" приводят термины, важные для понимания ПОК, и их определения (если возможно их неоднозначное толкование).
14. В разделе "Политика в области качества" рекомендуется привести сведения о политике в области качества организации - разработчика ПОК, включающей:
1) установление приоритета обеспечения безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, связанной с транспортированием РМ;
2) основные цели в области качества и методы их достижения, направленные на обеспечение соблюдения требований к качеству выполнения работ при осуществлении деятельности, связанной с транспортированием РМ;
3) обязательства руководства организации в области качества, в которых рекомендуется отразить аспекты, связанные с:
периодическим анализом результативности ПОК для подтверждения соответствия применяемых методов и выполняемых мероприятий по обеспечению качества поставленным руководством целям в области качества;
ознакомлением с политикой в области качества всего персонала организации - разработчика ПОК и персонала организаций, выполняющих работы и оказывающих услуги при транспортировании РМ (далее - подрядные организации), и внесением в должностные инструкции работников положений, устанавливающих ответственность и полномочия в части выполнения мероприятий из ПОК, относящихся к выполняемой этим персоналом работе;
выделением необходимых финансовых, материально-технических, людских и информационных ресурсов для обеспечения качества при осуществлении деятельности, связанной с транспортированием РМ.
15. В разделе "Организационная деятельность" рекомендуется привести:
1) перечень основных документов, определяющих организационно-правовую форму организации - разработчика ПОК;
2) наименования правовых актов, составляющих правовую основу транспортирования РМ (например, международный договор, постановление Правительства Российской Федерации, договор о праве пользования РМ, разрешение на передачу РМ);
3) информацию о наличии у организации - разработчика ПОК и других организаций, выполняющих работы, связанные с транспортированием РМ, в том числе у грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, необходимых лицензий и разрешений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) схему организационной структуры организации - разработчика ПОК в части, относящейся к выполнению ПОК;
5) основные сведения о функциональных обязанностях, полномочиях, границах разделения ответственности, порядке взаимодействия должностных лиц, руководящих работами, связанными с транспортированием РМ, выполняющих и оценивающих их, включая информацию о распределении ответственности лиц (подразделений), выполняющих работы и осуществляющих контроль их качества;
6) основные сведения о функциях и взаимодействии подразделений организации, участвующих в реализации ПОК;
7) основные сведения о порядке взаимодействия с заказчиком, вышестоящими организациями (при их наличии), подрядными организациями, органами, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
8) информацию о финансовых гарантиях ответственности за возмещение убытков и вреда, причиненного радиационным воздействием при транспортировании РМ;
9) требования к программам обеспечения качества подрядных организаций (при необходимости);
10) основные принципы управления качеством, которые рекомендуется формулировать с учетом следующих положений:
деятельность по обеспечению качества и обеспечение ее необходимыми ресурсами осуществляется на основе дифференцированного подхода, учитывающего классификации перемещаемых упаковок, транспортных пакетов, грузовых контейнеров, РМ, грузоподъемных машин и механизмов (далее - ГПМ), а также выполняемых работ по их влиянию на безопасность персонала и окружающей среды;
принимаемые технические и организационные решения соответствуют требованиям проектной и конструкторской документации (далее - ПКД), НД и обосновываются расчетами, исследованиями, испытаниями, апробацией, прежним опытом выполнения подобных работ, а также оценкой достигнутого уровня развития науки, техники и производства;
изменения в организационной структуре для исключения их возможного отрицательного влияния на безопасность и качество деятельности при транспортировании РМ обосновываются заранее, тщательно планируются и оцениваются после их осуществления руководством организации;
при изменении требований действующих НД или вводе в действие новых НД проводятся анализ влияния на безопасность и качество выполняемых работ при транспортировании РМ выявленных отступлений от новых требований, разработка и реализация мероприятий по устранению и (или) компенсации влияния отступлений на безопасность и качество проводимых работ;
между руководителями, исполнителями работ и работниками, осуществляющими контроль выполнения работ, устанавливается разграничение полномочий и обязанностей, исключающее их дублирование, при этом ответственность за качественное выполнение конкретной работы лежит на непосредственных исполнителях;
деятельность, осуществляемая в рамках СМК, согласовывается с мероприятиями, предусматриваемыми ПОК.
16. В разделе "Управление персоналом" рекомендуется описать порядок подбора, комплектования, подготовки, переподготовки, поддержания, повышения квалификации, проверки знаний, аттестации, допуска к самостоятельной работе персонала, участвующего в выполнении работ, на которые распространяются ПОК, который предусматривает в соответствии с действующими процедурами:
1) определение потребностей в количестве персонала, уровне его подготовки и квалификации при подборе и комплектовании с учетом:
действующей структуры управления и штатного расписания организации - разработчика ПОК;
объемов планируемых работ;
положений отраслевых тарифно-квалификационных справочников;
2) разработку, анализ и корректировку программ подготовки, переподготовки, поддержания на необходимом уровне и повышения квалификации персонала, его предаттестационной подготовки, а также программ (вопросов) проверки знаний персонала, обеспечивающих изучение требований по безопасности и качеству выполняемых им работ и оценку уровня имеющихся знаний;
3) обучение персонала по программам групповой и индивидуальной подготовки;
4) систематический контроль профессиональных знаний, навыков и аттестацию персонала в процессе его трудовой деятельности (включая проверку знаний НД, инструкций по охране труда работников до их допуска к самостоятельной работе, а в дальнейшем периодически в соответствии с графиками);
5) изучение новых требований к обеспечению безопасности и качеству при вводе в действие новых или изменении действующих НД, а также проверку знаний этих требований у работников в соответствии с должностными обязанностями;
6) допуск к самостоятельной работе только обученных и аттестованных работников, имеющих соответствующую квалификацию, подтвержденную при аттестации и (или) проверке знаний, и имеющих разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии (при необходимости, установленной требованиями должностной инструкции);
7) проведение инструктажей работников в установленном порядке с их документальным оформлением (в том числе проведение инструктажей работников, привлекаемых к проведению разовых операций по погрузке, перевозке и разгрузке грузов, перед выполнением этих работ);
8) допуск прикомандированного персонала к работам, связанным с транспортированием РМ, при условии, что он прошел подготовку, дающую право замещения соответствующей должности, проверку знаний и его квалификация соответствует установленным требованиям к выполняемой работе;