Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог

5.6.1 ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ КОММЕРЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНОГО СООРУЖЕНИЯ

3 Пример - Предположим, что требуется оценить коммерческую эффективность проекта строительства платного участка автомобильной дороги, протяженностью 5 км, который обеспечивает спрямление существующей автомагистрали в Московской области.

Исходные данные:

стоимость строительства - 440 млн руб;

единовременные затраты на организацию платного проезда - 30 млн руб;

текущие затраты на организацию платного проезда - 2,5 млн руб. в год;

затраты на содержание - 0,9 млн руб./км;

затраты на ремонт - 6 млн руб./км (с периодичностью 6 лет);

затраты на капитальный ремонт - 12 млн руб./км через 12 лет;

ожидаемый платежеспособный спрос на проезд (интенсивность движения) - 15000 авт/сут;

ожидаемый среднегодовой темп роста интенсивности движения - 2%;

средний тариф за проезд - 10 руб;

доля других доходов в процентах от платы за проезд - 10%.

Для реализации проекта предполагается создать государственно-частное партнерство с долей частного капитала в строительстве автомобильной дороги, равной 50%. За счет частного капитала также покрываются все затраты на организацию платного проезда, капитальный ремонт, ремонт и содержание построенного сооружения.

Средний ежегодный темп роста инфляции в течение рассматриваемого расчетного периода ожидается в размере 6%. Коммерческая норма дисконта составляет 15%. Кроме того известно, что частный инвестор может вложить в строительную часть проекта только 50% собственных средств. Оставшиеся средства он предполагает взять в кредит в банке на следующих условиях:

- срок займа - 5 лет;

- реальная ставка процента по кредиту - 18%;

- условия возврата займа - 10% в течение первого года, по 20% в течение 2, 3 и 4 года и 30% - в течение 5 года.

Сначала оценивается коммерческая эффективность данного дорожного проекта в целом (т.е. без учета условий его финансирования) с целью выявления его экономической привлекательности для потенциальных инвесторов. Для выполнения расчетов по этому этапу панель исходных данных и управления компьютерной моделью можно не создавать, а ограничиться только формированием расчетной таблицы (табл.10).

Ее заполнение не требует особых комментариев, так как все расчеты выполняются в текущих ценах и сводятся в основном к калькуляции расходов частного инвестора по созданию, ремонту, операционному и техническому обслуживанию платного дорожного объекта, и его доходов от эксплуатации этого объекта.

В данном примере единовременные инвестиционные затраты частного капитала (в нулевом году - год строительства платной дороги), включают в себя половину капитальных вложений в строительство дороги (220 млн руб.) и единовременные затраты на организацию платного проезда - здания и сооружения пунктов сбора платы за проезд, ограждающие устройства и т.д. (30 млн руб.).

Как видно из табл.10, рассматриваемый проект может считаться коммерчески привлекательным, поскольку интегральный эффект, получаемый от его реализации, достаточно высокий (115,7 млн руб.), внутренняя норма доходности (22%) превышает принятую норму прибыли на капитал (15%), а индекс доходности первоначальных инвестиций (1,46) значительно больше 1.

Затем оценивается коммерческая эффективность данного дорожного проекта для каждого из его участников, что предполагает предварительную разработку схемы финансирования проекта и ее согласования со всеми участниками (заказчиками, инвесторами, акционерами).


Таблица 10 - Оценка коммерческой эффективности проекта строительства участка платной автомобильной дороги в целом

N п/п

Наименование денежных потоков

Показатели потоков по годам, млн руб.



0

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Поток от инвестиционной деятельности (ИД)

-250

2

Средний тариф за проезд, руб./авт

0

10

10

10

10

10

10

10

10

3

Общая интенсивность движения, авт/сут

15000

15300

15606

15918

16236

16561

16892

17230

17575

4

Плата за проезд, млн руб./год

0

55,8

57,0

58,1

59,3

60,4

61,7

62,9

64,1

5

Другие поступления, млн руб.

0

5,6

5,7

5,8

5,9

6,0

6,2

6,3

6,4

6

Всего поступления, млн руб.

0

61,4

62,7

63,9

65,2

66,5

67,8

69,2

70,6

7

Затраты на организацию сбора платы, млн руб.

0

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

8

Затраты на капитальный ремонт и ремонт

30,00

9

Затраты на содержание, млн руб.

0

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

10

Всего затрат, млн руб.

0

7,00

7,00

7,00

7,00

7,00

37,00

7,00

7,00

11

Сальдо потока от операционной деятельности (ОД)

0

54,43

55,66

56,91

58,19

59,49

30,82

62,18

63,56

12

Сальдо потока от ОД и ИД

-250,0

54,4

55,7

56,9

58,2

59,5

30,8

62,2

63,6

13

Коэффициент дисконтирования

1,000

0,870

0,756

0,658

0,572

0,497

0,432

0,376

0,327

14

Дисконтируемый поток, млн
руб.

-250,0

47,3

42,1

37,4

33,3

29,6

13,3

23,4

20,8

15

ЧДД, млн руб.

-250,0

-202,7

-160,6

-123,2

-89,9

-60,3

-47,0

-23,6

-2,8



Продолжение табл.10

N п/п

Показатели потоков по годам, млн руб.


9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1

2

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

3

17926

18285

18651

19024

19404

19792

20188

20592

21004

21424

21852

22289

22735

4

65,4

66,7

68,1

69,4

70,8

72,2

73,7

75,2

76,7

78,2

79,8

81,4

83,0

5

6,5

6,7

6,8

6,9

7,1

7,2

7,4

7,5

7,7

7,8

8,0

8,1

8,3

6

72,0

73,4

74,9

76,4

77,9

79,5

81,1

82,7

84,3

86,0

87,7

89,5

91,3

7

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

2,50

8

60,00

30,00

9

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

4,50

10

7,00

7,00

7,00

7,00

67,00

7,00

7,00

7,00

7,00

7,00

7,00

37,00

7,00

11

64,97

66,41

67,88

69,38

10,91

72,47

74,05

75,68

77,33

79,02

80,74

52,49

84,28

12

65,0

66,4

67,9

69,4

10,9

72,5

74,1

75,7

77,3

79,0

80,7

52,5

84,3

13

0,284

0,247

0,215

0,187

0,163

0,141

0,123

0,107

0,093

0,081

0,070

0,061

0,053

14

18,5

16,4

14,6

13,0

1,8

10,2

9,1

8,1

7,2

6,4

5,7

3,2

4,5

15

15,6

32,1

46,6

59,6

61,4

71,6

80,7

88,8

96,0

102,4

108,1

111,3

115,7