Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.4.023-2015 Методические рекомендации по оценке эффективности строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог

6.1 ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Учет факторов неопределенности и риска инвестиционных проектов является одним из важных условий обеспечения их фактической реализуемости. Под неопределенностью понимают неполноту или неточность информации об условиях реализации проекта, а под риском - возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода негативные последствия для всех или отдельных участников инвестиционного проекта. Понятия "неопределенность" и "риск" тесно связаны друг с другом, однако между ними имеются существенные различия.


Таблица 14 - Оценка бюджетной эффективности строительства участка платной автомобильной дороги

N п/п

Наименование денежных потоков

Показатели потоков по годам, млн руб.



0

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Индекс инфляции

1

1,06

1,12

1,19

1,26

1,34

1,42

1,50

2,06

2

Налог на добавленную стоимость

3

Налог на имущество

1,76

1,87

1,98

2,10

2,22

2,36

2,50

2,65

3,63

4

Налог на прибыль

5,4

3,82

4,04

4,29

4,54

4,82

5,11

5,41

7,42

5

Подоходный налог с работников

7,8

2,76

2,92

3,10

3,28

3,48

3,69

3,91

5,36

6

Итого поступления в бюджет

14,96

8,44

8,94

9,48

10,05

10,65

11,29

11,97

16,40

7

Расходы бюджета

-50

8

Бюджетный эффект

-35,04

8,44

8,94

9,48

10,05

10,65

11,29

11,97

16,40

9

Дефлированный
бюджетный эффект

-35,04

7,96

7,96

7,96

7,96

7,96

7,96

7,96

7,96

10

Коэффициент дисконтирования

1

0,870

0,756

0,658

0,572

0,497

0,432

0,376

0,327

11

Дисконтируемый поток, млн руб.

-35,04

6,92

6,02

5,23

4,55

3,96

3,44

2,99

2,60

12

ЧДД, млн руб.

-35,04

-28,12

-22,10

-16,87

-12,31

-8,36

-4,92

-1,92

0,68

N п/п

Наименование денежных потоков

Показатели потоков по годам, млн руб.



9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Индекс инфляции

2,18

2,31

2,45

2,60

2,76

2,92

3,06

3,24

3,44

2

Налог на добавленную стоимость

3

Налог на имущество

3,84

4,07

4,32

4,58

4,85

5,14

5,39

5,71

6,05

4

Налог на прибыль

7,86

8,33

8,83

9,36

9,92

10,52

11,02

11,68

12,38

5

Подоходный налог с работников

5,68

6,02

6,38

6,76

7,17

7,60

7,96

8,43

8,94

6

Итого поступления в бюджет

17,38

18,42

19,53

20,70

21,94

23,26

24,36

25,82

27,37

7

Расходы бюджета

8

Бюджетный эффект

17,38

18,42

19,53

20,70

21,94

23,26

24,36

25,82

27,37

9

Дефлированный
бюджетный эффект

7,96

7,96

7,96

7,96

7,96

7,96

7,96

7,96

7,96

10

Коэффициент дисконтирования

0,284

0,247

0,215

0,187

0,163

0,141

0,123

0,107

0,093

11

Дисконтируемый поток, млн руб.

2,26

1,97

1,71

1,49

1,29

1,12

0,98

0,85

0,74

12

ЧДД, млн руб.

2,94

4,91

6,62

8,11

9,40

10,53

11,51

12,36

13,10


Во-первых, неопределенность имеет место всегда, а риск только в тех случаях, когда принимать решение необходимо, так как именно необходимость принимать решения в условиях неопределенности порождает риск; при отсутствии таковой необходимости риск отсутствует.

Во-вторых, неопределенность объективна, а риск субъективен, поскольку связан с оценкой возникновения последствий, неблагоприятных для конкретных участников проекта в ходе его реализации. Субъективность риска в первую очередь проявляется в том, что "плохие" для одного участника условия, могут оказаться для другого "хорошими".

Учет неопределенности и риска при оценке эффективности дорожных проектов рекомендуется осуществлять в следующие три этапа: качественный анализ, количественный анализ, разработка мер воздействия на факторы риска и оптимизация риска.

На первом этапе с целью идентификации рисков производится их выявление, описание и классификация, создающая необходимые предпосылки для определения степени их управляемости, а также упорядочения по способам учета.

На втором этапе производится формализованное описание неопределенности (если имеется информация об условиях реализации проекта в форме каких-либо вероятностных законов распределения), а также выбор измерителей рисков и их расчет.

Если вероятности различных условий реализации инвестиционного проекта точно известны, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания

,                                            (47)


где - интегральный эффект при -м сценарии реализации;

- вероятность реализации этого сценария.

В общем случае, когда информация о вероятностях условий реализации инвестиционного проекта отсутствует, расчет ожидаемого интегрального эффекта рекомендуется производить по формуле Гурвица

,                               (48)


где , - соответственно наибольший и наименьший эффект в рассматриваемых границах изменения параметров или сценариев инвестиционного проекта;

- специальный норматив для учета неопределенности эффекта, отражающий систему предпочтений соответствующего хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности (рекомендуется принимать при расчете общественной эффективности проектов, равным 0,3, т.е. исходить из умеренной пессимистической оценки условий их реализации).

На третьем этапе в целях оптимизации риска рассматриваются различные стратегии реализации инвестиционного проекта, а также методы учета риска, характеризуемые различной точностью оценки его влияния на результирующие показатели инвестиционного проекта. Это обусловлено тем, что использование в проекте практически любых механизмов снижения риска требует от участников проекта дополнительных затрат (например, на создание резервов или запасов), величина которых зависит как от выбранной стратегии реализации проекта, так и от применяемого метода учета риска.