При оценке эффективности воспроизводства автомобильных дорог следует иметь в виду, что количественная оценка многих форм проявления социально-экономических эффектов на транспорте и, особенно, в нетранспортных отраслях народного хозяйства, применительно к конкретным дорожным сооружениям может вызывать значительные трудности, связанные со сбором исходной информации.
Поэтому рекомендуется принимать к рассмотрению при расчетах общественной эффективности только такие формы проявления указанных эффектов, значимость которых, оцененная с помощью метода анализа чувствительности к величине интегрального эффекта, составляет не менее 5% от его общей величины.
2 Пример - Ниже приводятся результаты оценки значимости социально-экономических эффектов от увеличения скорости движения при устройстве конструкции дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием.
Принятые исходные данные:
протяженность дороги - 1 км;
начальная интенсивность движения - 10000 авт/сут,
темп роста интенсивности движения по экспоненциальному закону - 5%,
стоимость строительства конструкции - 30 млн руб;
затраты на капитальный ремонт - 12 млн руб. (через 12 лет);
затраты на ремонт - 6,2 млн руб. (через 6 лет);
стоимость содержания - 0,7 млн руб в год.
состав и структура движения (согласно табл.8).
Таблица 8 - Состав и структура автотранспортного потока
Вид транспортных средств | Основные марки автомобилей | Доля в потоке |
Легковые автомобили: | ||
1-ой группы | ВАЗ (2101-2109) | 0,20 |
2-ой группы | ВАЗ (2110-2112), ГАЗ (3102-3105) | 0,13 |
3-ей группы | Ford, Nissan, Toyota, Volvo, Volksvagen, BMV, Mercedes | 0,25 |
4-ой группы | Mitsubishi Pajero, Grand Cherokee | 0,08 |
Грузовые автомобили | ГАЗ (33021, 3302), КаМАЗ-53215 | 0,29 |
Автобусы | ЛиАЗ (158, 677, 5256, 6240) | 0,05 |
Результаты расчета эффектов от снижения себестоимости пробега автомобилей , сокращения времени пребывания пассажиров в пути , снижения капитальных вложений в автомобильный транспорт и уменьшения потребности в оборотных средствах при разных показателях снижения фактической скорости движения по сравнению с нормативной приведены в табл.9.
Таблица 9 - Значения эффектов, обусловленных повышением фактической скорости движения транспортных потоков до ее расчетной величины
а) в абсолютном выражении
, км/ч (при 100) | , млн руб. | , млн руб. | , млн руб. | , млн руб. | Итого, млн руб. |
100 | 0,0 | 0,0 | 0,000 | 0,000 | 0,00 |
90 | 1,5 | 1,4 | 0,057 | 0,065 | 3,022 |
80 | 3,7 | 3,3 | 0,136 | 0,153 | 7,289 |
70 | 6,6 | 5,9 | 0,244 | 0,276 | 13,020 |
60 | 10,7 | 9,6 | 0,399 | 0,450 | 21,149 |
50 | 16,9 | 15,1 | 0,629 | 0,709 | 33,338 |
б) в относительном выражении
, км/ч (при 100) | , % | , % | , % | , % | Итого, % |
100 | 0,0 | 0,0 | 0,000 | 0,000 | 0,00 |
90 | 50,69 | 45,29 | 1,89 | 2,13 | 100,00 |
80 | 50,69 | 45,29 | 1,89 | 2,13 | 100,00 |
70 | 50,69 | 45,29 | 1,89 | 2,13 | 100,00 |
60 | 50,69 | 45,29 | 1,89 | 2,13 | 100,00 |
50 | 50,69 | 45,29 | 1,89 | 2,13 | 100,00 |