Главной особенностью этих моделей является более детальное отражение при их формировании всех видов социально-экономических потерь, которые в общем случае можно подразделить на две группы:
1) эксплуатационные потери, возникающие в процессе физического и функционального износа конструкций автомобильных дорог,
2) операционные потери, возникающие в результате ограничения или перекрытия движения транспортных потоков в периоды их ремонта.
Эксплуатационные социально-экономические потери, учитывая необратимость снижения транспортно-эксплуатационных качеств дорожных сооружений, рекомендуется рассчитывать во всех случаях вне зависимости от вида рассматриваемых стратегий простого или расширенного воспроизводства.
Операционные социально-экономические потери, как имеющие периодический характер и зависящие от принятых методов организации работ по ремонту сооружений, а также времени их проведения, рекомендуется рассчитывать в следующих случаях:
- ремонтные работы проводятся при высокой интенсивности движения;
- имеет место существенное перекрытие проезжей части дороги или ее полное закрытие с переключением движения на объезд;
- величина операционных потерь по сравниваемым вариантам ремонтов существенно различается между собой.
Не рекомендуется рассчитывать операционные потери, если:
- ремонтные работы выполняются в ночное время суток;
- в период их проведения имеет место небольшая, по сравнению со среднесуточной, интенсивность движения;
- принятая протяженность ремонтируемых участков не оказывает существенного влияния на скорость движения транспортных потоков;
- размеры перекрытия проезжей части дороги не приводят к существенному ограничению транспортных потоков;
- величина операционных потерь по всем сравниваемым вариантам ремонтов является примерно одинаковой.
Определение социально-экономических операционных потерь при оценке эффективности ремонта и капитального ремонта дорожных сооружений осуществляется по формулам (20)-(38) с коррекцией:
- на продолжительность каждого периода ремонта (которая при сроках ремонтных работ, некратных одному году, вводится для неполного года в долях единицы);
- на условия организации движения транспорта во время ремонтных работ, которые характеризуются двумя параметрами: величиной сужения проезжей части сооружения (если не имеет место его полное закрытие) и протяженностью зоны ремонтных работ.
Исходными данными для расчета указанных видов потерь являются:
а) при частичном перекрытии движения по дороге
1) протяженность каждой зоны ремонта, км;
2) средняя скорость движения транспортного потока в зоне ремонта, км/ч;
3) среднее время простоев автомобилей в случае попеременного их пропуска по одной полосе движения;
4) продолжительность ремонтных работ в долях года.
а) при полном перекрытии движения по дороге
1) протяженность объезда ремонтируемого участка;
2) скорость движения транспортного потока на объезде;